На совещании 6 августа Дмитрий Медведев заявил, что пришло время переименовать милицию в полицию. По мнению президента, такая мера позволит покончить с устаревшей советской системой и перейти к более дееспособной новой. Тогда же президенту пришла идея о свободном доступе к проекту реформы для граждан.
Сразу после появления нового закона в сети развернулась бурная дискуссия. Только за выходные дни пользователи оставили более 2 тысяч комментариев к 11 главам, содержащим 57 статей нового закона. Наиболее активно посетители сайта обсуждают и выдвигают предложения по четырём статьям закона – «Основные направления деятельности полиции», «Права полиции», «Полиция и её назначение» и «Обязанности полиции». Мы решили поинтересоваться мнением жителей нашей области о целесообразности переименования милиции в полицию и наделения нового органа расширенными правами и обязанностями.
Андрей КРУТИКОВ, председатель постоянной комиссии по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Ярославской областной Думы:
– Переименовав милицию в полицию, правительство таким образом стремится очистить запятнанную репутацию наших правоохранительных органов. Однако вряд ли из этого что-то получится, и как милицию ни назови, она всё равно останется прежней. В наделении же правоохранительных структур новыми правами и полномочиями не вижу ничего плохого. Главное, чтобы все нововведения приносили пользу.
Виталий БУБНОВ, заместитель начальника управления по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями мэрии города Ярославля:
– Я ещё толком не ознакомился с этим законом, но могу сказать, что к переименованиям подобного рода отношусь отрицательно. Сейчас очень часто стремятся изменить названия различных ведомств и органов, вернуть им прежние исторические названия, тратя на это огромные средства из бюджета. Я считаю, что деньги можно применить с большей пользой. Что же касается наделения правоохранительных органов большими правами и обязанностями, то в этом я не вижу ничего плохого. Это поможет им более качественно выполнять свою работу.
Александр СМИРНОВ, глава Даниловского муниципального района:
– Отношение к этому закону у населения будет противоречивым. Кто привык к названию «милиция», безусловно, выступит против переименования, чтобы сохранить традиционное имя правоохранительных органов. На мой взгляд, главное, чтобы предложенные изменения пошли на пользу самому ведомству, а уж как оно будет называться, мне всё равно. Правительство стремится полностью перестроить систему, поэтому и предлагает изменить название. Если новый орган будет более качественно и прозрачно исполнять свои функции, то я только «за».
Дмитрий АФАНАСЬЕВ, студент ЯрГУ им. П. Г. Демидова:
– На мой взгляд, такое переименование не что иное, как стремление правительства подражать Западу. Как милицию ни назови, всё равно она останется милицией, только лишние деньги на это уйдут, а ничего толком не изменится. Нужно само ведомство реформировать, а не заниматься поиском более красивого слова. К тому же, как я слышал, составители закона предлагают наделить полицию расширенными правами, благодаря которым новые блюстители порядка смогут посягнуть на права и свободу граждан, к примеру, беспрепятственно проникать в жилище. Это меня совсем не устраивает. Для чего тогда нам нужна Конституция?
Владимир КОВАЛЁВ, пенсионер:
– Переименование – это абсолютно пустая трата бюджетных средств. К тому же, если наделить милицию ещё большими полномочиями, это приведёт к сплошному беззаконию, и так постоянно по телевизору показывают про коррупцию в правоохранительных органах. Будут сплошные злоупотребления. Я считаю, что лучше те же средства направить на какое-нибудь полезное дело, а не выбрасывать деньги впустую.
* * *
С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года отменили всю систему госучреждений, в том числе и народную милицию, а постановлением НКВД от 28 октября (10 ноября по новому стилю) в стране создали рабочую милицию.
Попытки вернуть полицию предпринимались и ранее. В 1992 году полиция вновь появилась в России, только уже с приставкой «налоговая», но просуществовала лишь до 2003 года, когда Президент Владимир Путин упразднил её. Большинство функций ФСНП были переданы в МВД, а материальная база и 40 тысяч штатных единиц – в новосозданную организацию – Госнаркоконтроль.
Поможет ли новое название нашей доблестной милиции вернуть себе честное имя охранителей народного порядка, узнаем в начале следующего года, когда будут подведены итоги народного обсуждения и новый закон вступит в силу.