Как предполагается выходить из сложившихся обстоятельств, с тем чтобы и предприятия, и население пережили их с минимальными потерями – об этом, комментируя итоги заседания, рассказал «Северному краю» председатель ассоциации «Ярхлебпром», кандидат экономических наук Антон Станиславович ВЕКШИН:
– Ярославская область не зернопроизводящая, поэтому наши мукомольные предприятия напрямую зависят от зернового рынка страны. Рост цен на зерно в стране отмечается с мая. На пшеницу третьего класса они поднялись с 3,8 тысячи рублей за тонну до 6,5 – 6,7 тысячи. Мука пшеничная высшего сорта подорожала на 75 – 80 процентов. В нынешнем году мукомольные предприятия лишились областной зерновой ссуды и не смогли создать дополнительный запас зерна, который помог бы стабилизировать ситуацию.
Но вот что интересно. Одновременно действует мощный фактор, сдерживающий разгул цен. Любое необоснованное удорожание продукта ведь привлечёт к нам оптовых поставщиков со стороны, и они своими низкими ценами легко завоюют рынок. Поэтому прежде чем поднять на рубль-полтора цену на батон или буханку, наши хлебозаводы будут очень хорошо считать и думать.
К комментариям Векшина мы ещё вернёмся, а пока спросим, как идут дела у тех, кто непосредственно печёт хлеб.
Елена Юрьевна ТИХОВА, заместитель генерального директора Ярославского хлебозавода № 1:
– Пока работаем нормально, так же как всегда. Запасы муки тоже есть на две-три недели, а дальше посмотрим, как дело пойдёт. Нам прогнозируют трудности, да они уже начались. Высший сорт муки стал дороже процентов на 50. На свою продукцию, на белые сорта, мы пока повысили цену на пять процентов, а дальше будем смотреть по ситуации.
Анатолий Павлович ПАРФЁНОВ, генеральный директор Ярославского хлебозавода № 4:
– Обстановка не скажу критическая, но напряжённая. Продолжается анархия с ценами на муку. Они выросли в два с половиной раза. Цены на хлеб мы пока не повысили, как не повышали их больше двух лет. А теперь выхода нет, придётся. На сколько? Всё зависит от того, где «хватанём» муку. В Ярославле мукомольных заводов не осталось, берём в Иванове, Ногинске, других городах. А мука – это, я вам скажу, продукт неуправляемый. Вокруг неё бывают и политические игры, даже при благоприятных погодных условиях.
Надежда Ильинична КАРПОВА, генеральный директор ОАО «Даниловский хлебозавод»:
– Вот сидим и думаем, что делать с ценами. С 1 августа цена на муку высших сортов повышается в два раза. Сделали расчёт, на какие виды продукции повышать нам. Хлеб «украинский новый» придётся делать рубля на два дороже, отпускная цена станет где-то 15 рублей. Не знаю, как люди воспримут. У нас ведь на всё цены понемножку повышаются, и никто этого вроде бы не замечает, а чуть что с хлебом, сразу караул.
Сергей Юрьевич КОРОЧКИН, заместитель генерального директора ОАО «Любимский хлебозавод»:
– Уже пересматриваем цены на все виды продукции. А что делать? Брали муку по 6 рублей 60 копеек, сейчас предлагают по 14 рублей. Запасы есть примерно на неделю, а с 1 августа будем повышать. Не думаю, что люди этому особо удивятся. Бензин уже подорожал, многое другое тоже. Народ даже не понимает, как это хлеб до сих пор держится.
Сергей Анатольевич ШПАК, заместитель коммерческого директора Рыбинского мукомольного завода:
– Мы напрямую зависим от цен на зерно и, соответственно, вынуждены поднимать цену на муку. За две последние недели процентов на 50 уже подняли. Зерно на рынке находим, объёмы у нас небольшие, есть запасы примерно на месяц, а дальше будем смотреть, как пойдёт. В последнее время все звонят, спрашивают. Что можно сказать? Мы производим все сорта муки. Вопрос в цене и в способе поставки. Одним удобнее муковоз, другим – бестарная поставка. Но как-то договариваемся. Что дальше? Это зависит от того, как будет складываться рынок зерна, какими темпами пойдёт и пойдёт ли дальнейшее удорожание. Наши поставщики – Волгоград, Саратов, Самара, несколько позже зерно созреет в Сибири, и как в результате всё сложится, сейчас трудно сказать. Есть ещё одно обстоятельство. Ажиотаж отчего? СМИ твердят: засуха, засуха – все в панике, а зерновики пользуются. Кстати, недавно слышал по телевизору нечто прямо противоположное: никакого подорожания, мол, не будет. Тоже неправда, есть объективные обстоятельства.
Выслушав производственников, заглянем в Интернет. Ссылаясь на засуху, Министерство сельского хозяйства России снизило прогноз урожая зерна с 90 до 85 миллионов тонн. Но есть и более пессимистичные оценки – до 75 миллионов тонн и ниже. По данным Правительства России на 15 июля, посевы, в основном зерновые, погибли на 9,6 из 48 миллионов гектаров.
Но это не единственные цифры, над которыми стоит сегодня задуматься. Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов, чьи слова приводит «Интерфакс», утверждает, что общий объём нераспроданного ранее зерна в России составляет 24 миллиона тонн. В год Россия потребляет 75 миллионов тонн зерна. Так что даже при нынешней засухе стране должно его хватить не только для себя, но и на экспорт.
Может быть, прав многоопытный руководитель Ярославского хлебозавода № 4 Анатолий Павлович Парфёнов, когда говорит, что вокруг зерна и муки бывают и политические игры?
Кстати, у наших хлебопёков в эти дни и без таких игр немало трудностей. Из-за жары очень тяжело соблюдать технологические режимы, идёт много брака, делится Парфёнов. Резко упала реализация готовой продукции. Предприятие открыло несколько дополнительных торговых точек, но «припёка» почти не получило. Остаётся надеяться, что когда станет прохладнее, реализация увеличится.
На то же жалуются даниловцы. Обычно в летнее время они пекли на две-три тонны хлеба больше в расчёте на дачников, в этом году реализовать бы то, что выпекают без такого увеличения. «Сидят по городам, что ли? Никак не поймёшь наш народ», – смеётся Надежда Ильинична Карпова.
Из-за зноя в цехах любимского завода снизилось качество хлеба. Тесто начинает киснуть даже на стадии разделки, сетует Сергей Юрьевич Корочкин. Прикидывая будущие расходы, ему приходится поэтому учитывать не только растущие цены на зерно, но и затраты на кондиционирование производственных помещений, без которых в дальнейшем просто не обойтись.
Какие меры предпринимаются для стабилизации ситуации? Если погода зависит исключительно от Господа Бога, то остальное – от Правительства и Министерства сельского хозяйства России. Продолжая свой комментарий, председатель ассоциации «Ярхлебпром» Антон Станиславович Векшин сообщил, что принято решение использовать зерно интервенционного фонда, расположенного главным образом на элеваторах пострадавшего от засухи Поволжья и прилегающих к нему регионов. Это почти треть от всего зерна, которое есть у государства. По данным на конец июня, в интервенционном фонде было около 9,5 миллиона тонн.
Первые интервенционные торги пройдут 4 августа. Очень важно, чтобы ярославские мукомолы были допущены к этим торгам. На сегодняшний день Ярославская область в список участников этих торгов не входит. Тем не менее по распоряжению директора областного департамента АПК Валентина Леонидовича Филиппова необходимые для участия в торгах документы отправлены ещё раз.