Я не сомневалась в выборе профессии. После окончания школы поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков. В конце учёбы сдала кандидатские экзамены. Вот фотография нашей группы, выпускников института, с Марией Александровной Мосягиной. Это был мягкий педагог, но неутомимый в работе. Мария Александровна учила нас фонетике и аналитическому чтению. Она давала глубокие знания о культуре англоязычных стран, читала нам поэзию английских поэтов. Мария Александровна принимала участие в создании и публикации «Школьно-педагогического словаря» вместе со своими коллегами. У неё были приятный стиль общения с нами, добросовестное отношение к работе.
Нас, студентов, удивляли её последовательность и настойчивость во всём. Её отличали высокие моральные качества и профессиональное мастерство. Но мы не могли предположить, что, подготовив нас к будущей жизни, она окажется безнадёжно больна. Светлая память о Марии Александровне навсегда осталась в наших сердцах.
После института я не проработала и года в ярославской школе № 37, когда умерла моя мама. Ей был 41 год. Валентина Сергеевна Латышева, отличник просвещения, заменила мне мать, стала верным другом и наставником. Мы вместе готовились к урокам. Я делилась с ней своими небольшими радостями, неудачами. Она поддерживала меня в тяжёлое время переживаний, лишений. Была оптимисткой, давала много полезных советов. Валентина Сергеевна учила меня видеть в ребёнке только хорошее, чистое, научила понимать причины различных поступков детей. Она особенно указывала на роль личного примера учителя. Наблюдая за работой Валентины Сергеевны, чувствовала, какие громадные усилия педагог прилагает для формирования внутреннего мира, характера ребёнка, трудолюбия и честности. Её доброта и великодушие помогли мне стать настоящим учителем.
Жизненные обстоятельства привели меня в 1973 году на Крайний Север с его низкими температурами, постоянными трудностями. Сначала пять лет работала в национальном посёлке. Выучила якутский язык. Потом перевели в районный центр, где преподавала два языка – английский и немецкий. В течение двадцати трёх лет письма Валентины Сергеевны вдохновляли меня, давали уверенность и поддержку. И сейчас от этих писем веет теплом благородного человека.
Много было сделано в нашей разносторонней работе учителя: отвечала за методическую работу в районе, за интернациональное воспитание – работал клуб «Голубок», постоянно выступала на республиканских педагогических чтениях с докладами, писала статьи в районную газету, готовила детей к олимпиадам в Якутске, создала два лингафонных кабинета. Но особое внимание обращала на внеурочную деятельность. Действовали два кружка – по английскому и немецкому языкам. Мы проводили языковые соревнования, утренники, концерты, тематические вечера, экскурсии, встречи с людьми, побывавшими за границей. Эта внеклассная работа являлась основным направлением в течение сорока девяти лет.
Помогали родители, школа, сами дети. Есть последователи служения просвещению. Теперь, когда пройден сложный и долгий путь испытаний, страданий, невзгод, можно сказать следующее: успех работы школы зависит от энергии, опыта педагога, от способностей, дарования детей. Педагог является звеном в цепи поколений: он передаёт молодым учителям и детям непреложные истины. В процессе обучения и воспитания нет мелочей или чего-то главного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. Идут годы. Взгляды, структура общества меняются. Несмотря на тяготы сегодняшнего времени, отношение учителя к миру не меняется, его вера в дело служения только укрепляется.
Жизнь превратила чьей-то невидимой рукой судьбу учителя в могучее дерево жизни. Корни его – опыт учителей, наставников, родителей. А ветви с плодами – знания, которыми делится учитель. Молодой росток рядом с деревом – символ будущих учеников, а скамейка – чтобы поразмышлять и понять тайну плодов. Неудивительно, что закладка такой композиции в рамках празднования Года учителя происходила в мае 2010 года в Ботаническом саду ЯГПУ. Ведь здесь, как нигде, знают цену учительскому труду.