Эти мысли, как говорится, с новой силой одолели на заседании регионального правительства, где обсуждали областную целевую программу развития туризма и отдыха на 2011 – 2014 годы.
Очень правильные слова говорились на заседании, верные планы намечались. Должен быть кластерный подход, над осуществлением программы заработают сразу десять департаментов. Причём важно подключить к программе не только исторические города – Углич, Ростов, Переславль, но и другие. Нужно восстанавливать интересные памятники культуры, создавать комфортные условия для приезжающих – кафе и гостиницы...
Губернатор области Сергей Вахруков подчеркнул:
– Для нас туризм – отрасль экономики, область должна зарабатывать минимум миллиард рублей в год на туризме.
Директор департамента экономического развития Александр Шутов уже после заседания правительства в разговоре с журналистами оптимистично подытожил:
– Заделом для новой программы стали успехи предыдущей.
Позвольте мне, в силу профессии человеку кочующему, немножко посомневаться в успехах на туристической ниве. Возможно, сомнения эти где-нибудь и учтутся.
Ещё во время обсуждения программы мэр Рыбинска Юрий Ласточкин и глава Угличского муниципального района Элеонора Шереметьева акцентировали внимание на спортивном, а также детском и юношеском туризме. Юрий Ласточкин посетовал: приедешь в Переславль – там все гостиницы переполнены. А Элеонора Михайловна отметила: детский и юношеский туризм – это самые главные инвестиции.
Разработчики программы сообщили: они включены в раздел «активный туризм».
И вот я, активный человек, решила неорганизованным образом полюбоваться красотами и древностями Ярославщины. Полюбоваться есть чем – в какой конец области ни направишься.
На что я могу рассчитывать, на какой минимум услуг? И по какой цене?
Из уже имеющегося опыта знаю: пока практически весь комплекс услуг нацелен на потребу небедных туристов – в основном московских.
Не так давно ездила в
командировку в Брейтово. Нужно было переночевать в этой Мекке для московских любителей водного отдыха. Оказалось, муниципальной гостиницы в селе нет. Но ведь есть частные. Мне с трудом верили в Ярославле: стоимость стандартного двухместного номера в брейтовской гостинице 5700 рублей. Есть номера дороже, и намного. Дорогущая гостиница стоит пустая. Рядом – гостиница подешевле – от семисот рублей в сутки.
В Мышкине можно переночевать подешевле. От 1400 до 4600 – в зависимости, будничный или праздничный это день (но есть и совсем недорогие номера в гостевом доме музея). В Переславле на неделе, не в выходной, можно заявиться, например, в тургостиницу «Переславль» – в субботу бесполезно без бронирования на что-то претендовать. Минимальная стоимость стандартного двухместного номера – 2200. В Угличе в бывшей ведомственной «Чайке» – от 1700, а в новой, «со сказочным видом на Волгу и кремль» – 3600.
Моя коллега вспоминает: когда-то номер стоил 1 руб. 70 копеек. А другая, ветеран, так сказать, пера и блокнота, подсказывает: мы-де в Кукобое в родильном отделении ночевали в командировке.
А в Кукобое так и осталось: приезжай, и переночевать негде. Хорошо, настоящую уборную там построили. А вот поесть негде. В рабочий день столовая оказалась закрыта.
Отсутствие туалетов – бич наших городов и весей. В Ростове, помню, поразило года три назад: на площади перед кремлём строение из бетонных плит с похабной надписью над входом. Причём домик этот просуществовал при двух прежних районных главах. Неужто не видели, проходили мимо? Опять же мои коллеги вспоминают допотопные уборные в Пречистом – райцентре Первомайского района, через который обычно едут туристы из Вологды. То же и в селе Великом Гаврилов-Ямского района, и в Большом Селе на автостанции. В Угличе на автостанции отхожего места нет, да и сама автостанция – каморка. Правда, в другой «жемчужине» – Переславле – помещение автостанции в каком-то отстойнике находится. И последняя шпилька: довелось побывать в Венгрии года три назад. Поразило: был не сезон, март, а на берегу Балатона мы обнаружили работающий – бесплатный – туалет с белыми кафельными стенами, мылом, сушуаром и пр. Интересно, а там принимают программы по развитию турбизнеса?
Хотелось бы вернуться в Гаврилов-Ям – для разговора о наших дорогах, так сказать, потенциальных туристических маршрутах. Вот скоро будем отмечать 1000-летие. К нам потянутся гости со всех концов. Если с юга, от Ивановской области, то, переехав реку Лахость, автомобилисты рискуют потерять колёса. Дорога от Осенева до Гаврилов-Яма – сплошные выбоины. Одной местной автомобилистке недавно даже удалось у дорожников отсудить деньги на ремонт авто, с которым она «улетела» зимой с трассы... Между прочим, за Лахостью, за границей Ярославской области, дорога значительно лучше.
Очень нравится Некоузский район – здесь много интересного. Здания старинных усадеб и храмов, чудесный музей в селе Правдине. Поездить, побродить бы с рюкзаком, ан нет! Автобусы ходят считанные разы в неделю. Однажды нам довелось поездить на редакционной «Волге» чуть ли не целый день. Не поверите, ни одного рейсового автобуса не встретили! Да и дороги: лучше не рисковать ехать в сторону Правдина на своём авто...
В Брейтове замглавы района Алексей Бобин удивлялся: как это я приехала без машины, ведь у них в селе нет общественного транспорта. А я в свою очередь удивилась: а кто виноват в этом? Разве приезжий человек?
Да что Брейтово! Помню, в Переславле пешком шла до музея «Ботик Петра Великого» – рейсовый автобус туда ходил тогда раз или два в сутки. Так что до ботика легко было добраться лишь организованным экскурсантам. И полно было машин с московскими номерами.
Не очень хороша дорога и в знаменитый и любимый москвичами Мышкин и Мартыново. Пожалуй, повезло тем, кто находится на федеральной трассе Москва – Холмогоры. Она выглядит вполне прилично.
Губернатор на заседании правительства упомянул село Вятское – там есть что посмотреть. Но оно оказалось как бы в стороне. А нужно бы увязать с другими проектами.
Что могут муниципальные районы? Предполагается, что они профинансируют программу в сумме 92 миллионов рублей. Это на всю область... Немногое можно сделать на эти средства.
Очень хочется, чтобы инвестиции потекли рекой в турбизнес на развитие инфраструктуры – строительство кафе, гостиниц и т. д.
К слову, областная программа развития туризма рассчитана на огромное участие бизнеса: ему только условия нужно создать, чтобы он почти три миллиарда рублей по плану выложил на создание туристской инфраструктуры... Условия вроде есть – и бизнес вкладывает, но, как видим на примере гостиничного бизнеса, чтобы окупилось моментально: выгода нужна здесь и сейчас. А в районах, подчеркнул губернатор, на свои деньги не будут строить гостиницы и столовые. И тем более, можно добавить, дороги. Нужны инвестиции. Кто разорвёт этот замкнутый круг? Или опять наш туризм будет развиваться в расчёте на богатых москвичей и других богатеньких буратинок, ностальгирующих по русской старине?
___________________________________________________________________________
Вклад туристической отрасли в экономику области должен увеличиться за четыре года с 1,9 до 10 процентов. На один рубль бюджетных средств ожидается три рубля инвестиционных вложений. Объём туристических и гостиничных услуг с 1,1 миллиарда рублей к 2014 году составит 3,5 миллиарда.