Структура службы пожарной безопасности немногочисленная, но гибкая и эффективная. Служба отсчитывает начало своей деятельности с 2001 года. Начальник – Ринат Кадыров, инженер – Сергей Еремеев и 6 инженеров на нефтеперекачивающих станциях. На двух станциях, удалённых от городов и сёл, – нефтеперекачивающей станции (НПС) «Ярославль-3» и НПС «Палкино» Мышкинского района – созданы собственные пожарные части. На остальных четырёх станциях сформированы добровольные пожарные дружины. Так, на ЛПДС «Ярославль» готовы к борьбе с огнём 23 дружинника. В случае чрезвычайного происшествия они поступят в распоряжение профессиональных пожарных Федеральной противопожарной службы. Это пожарная часть № 14, другой крупный и важный объект которой – нефтеперерабатывающий завод. А в составе добровольных пожарных дружин – работники станции: слесари-ремонтники, трубопроводчики, представители других специальностей. Важно и то, что в стороне от обучения не остаётся никто. Обучают эксплуатации систем пожаротушения операторов, ведь во время дежурства станция полностью на их ответственности. Весь персонал предприятия раз в год проходит курс подготовки по пожарно-техническому минимуму. Инспектор ПЧ-14 старший лейтенант внутренней службы Наталья Мельник сообщила о ежедневных инструктажах, которые проводится с членами добровольных пожарных дружин и работниками станции, занятыми на пожароопасных работах. Она подтвердила: имеющееся на станциях оснащение – достаточное для такого предприятия, как «Балтнефтепровод».
Инженерные работники службы пожарной безопасности осуществляют ведомственный пожарный надзор на шести станциях. Сергей Еремеев подчёркивает:
– Надзор и предотвращение пожара – основная задача. Наши объекты не просто опасны, а взрывоопасны, поэтому мы ведём постоянный контроль над всей технологической цепочкой, огневыми и ремонтными работами, в процессе строительства и подготовки к испытаниям. Это большой объём работы, и мы много времени проводим в командировках на объекты.
Сергей Владимирович рассказывает о «бумажной» составляющей их работы – актах, предписаниях за нарушения. И замечает:
– С момента создания службы предписаний становится всё меньше и меньше.
Однако очевидно: сократившееся количество предписаний не повод к самоуспокоению. И самое пристальное внимание уделяется оснащению объектов системами пожаротушения. В этом мы убедились после «теоретической» части разговора с Сергеем Еремеевым – когда отправились знакомиться с технической стороной дела.
Правда, вначале мы пообщались с пожарным караулом ДПД во главе с Геннадием Грачёвым. Он, кстати, работает электромонтёром. Полностью экипированные, несмотря на жару, ребята продемонстрировали автопарк пожарного депо. Вначале – пожарная автоцистерна АЦ-40, насос которого качает 40 литров в секунду. Затем мы заглянули на склад пенообразователя. Там увидели десятки бочек с так называемой «лёгкой водой». Она, попадая на горящую нефть, образует плёнку и как бы окутывает, изолируя её от поступления кислорода.
А потом в специальном ангаре перед нами предстал настоящий автомонстр. Это была пожарная цистерна на шасси болотохода «Хаски», установленного на гусеницы. Это детище канадского автопрома. Вес его – 77 тонн, а длина – 16 с половиной метров. Работает этот «зверь» медленно, но верно. Скорость движения – 15 километров в час, а вот струя воды или раствора пенообразователя из лафетного ствола бьёт с мощностью 126 литров в секунду! А по пожарным рукавам к месту пожара насос «зверя» подаст огнетушащие вещества в количестве 180 литров в секунду. Диаметр рукавов – 150 миллиметров. Кстати, здесь их умещается два километра. Они в особом помещении автомобиля – там пожарный может, подъезжая к объекту, уже начать раскладывать рукавные линии.
Применение этой огромной машины – тушение развившихся пожаров. «Хаски» вмещает в себя насосный отсек и ёмкости, в которых можно вывести 17 тонн воды или пенообразователя.
Нам также продемонстрировали ещё одно мощное оборудование – лафетный ствол «кроссфайер» – он способен подавать воду или низкократную пену, распыляя её или сосредоточивая в компактную струю – благодаря этому можно приступить к тушению огня прямо с обваловки резервуара.
Полные впечатлений от увиденного, мы возвращались мимо огромных резервуаров. Издалека на белом фоне были видны синие и красные линии труб автоматических систем орошения и тушения, которые опоясывали резервуары хранилища нефти.
Напоследок нам показали новую насосную станцию пожаротушения. Здесь в железных баках хранится пенообразователь. В помещении станции ни души – она автоматизирована. Как только срабатывают датчики – станция сама включается. Тем не менее оператор в диспетчерской контролирует её параметры. Хотелось бы отметить высокую производственную культуру: кругом идеальная чистота и порядок, никаких посторонних предметов.
Каждый год станция проходит испытания.
Впрочем на «Балтнефтепроводе» испытывают не только технику. На выносливость и профессиональное умение проверяются и люди. Раз в год здесь проводят соревнования среди пожарных дружин. Это нелёгкое испытание: в полной боевой экипировке пробежать стометровку, преодолеть забор, на скорость соединить пожарные рукава. А затем – эстафета, где ко всему выше перечисленному добавляется тушение условного пожара. Недавно подобные состязания прошли в Санкт-Петербурге. Там дружина Ярославского РНУ под руководством инженера службы пожарной безопасности на ЛПДС «Ярославль» Андрея Левченко и капитана команды Ивана Мищенко завоевала первое место и кубок, который сейчас хранится в профкоме ЯРНУ. Кубок – пусть и символическая, но значимая и приятная оценка работы целой службы…