По мнению специалистов санэпиднадзора Ярославской области, салоны общественного транспорта нуждаются в ежедневной уборке. Мыть транспорт необходимо специальными моющими средствами. Если, например, на улице чисто и сухо, то одноразовой уборки вполне хватит. А вот если на дворе дождь или слякоть, то во время смены нужно протереть пол ещё хотя бы раза два за смену. К слову сказать, не помешала бы и дезинфекция салонов, особенно в такую жару, но она не проводится, поскольку это требование нигде не прописано.
В свою очередь транспортники рапортуют: машины согласно «Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» моются ежедневно и качественно.
– Нормативные документы, касающиеся уборки автотранспортных средств, предписывают мыть салон общественного транспорта перед каждым выездом в рейс, а производить генеральную уборку, мыть поручни и стирать чехлы нужно раз в месяц, что регулярно и делают пассажирские автотранспортные предприятия (ПАТП), – пояснили в комитете по транспорту и связи мэрии Ярославля.
Больше половины всех городских маршрутов общественного ярославского транспорта обслуживаются ПАТП-1, что располагается на Московском проспекте, 112. В арсенале данного пассажирского автотранспортного предприятия 350 единиц машин. В основном это ЛиАЗы – самые дорогие автобусы, которые сейчас выпускаются в России. Последний раз парк общественного автотранспорта обновлялся два года назад.
– Перевозчик просто обязан выпускать на линию чистый подвижной состав. У нас автотранспорт моется, когда возвращается с рейса в парк. Машины вначале подвергаются наружной механической мойке. Колёса обязательно моются отдельно. Затем наступает очередь уборки салона. Протираются сиденья, поручни и моется пол машины. На линию подвижной состав выходит уже чистым, – говорит начальник отдела по эксплуатации ПАТП-1 Владимир Баранов. – Большинство пассажиров, похоже, вообще не знакомы с таким понятием, как культура проезда на городском транспорте. Недавно был такой случай. Пассажирке в автобусе стало плохо – её укачало. Когда кондуктор попросила женщину убрать за собой, то услышала в свой адрес поток нецензурных ругательств. И пассажирка начала тараном двигаться к выходу. Выскочив из автобуса, женщина запнулась о бордюр и сломала ногу. В этом ЧП она обвинила кондуктора и водителя, которые якобы грубо с ней обошлись. Женщина по этому факту обратилась в суд. Так о каких порядке и чистоте можно говорить в таком случае?
Положительные сдвиги в вопросе чистоты у ПАТП-1 всё же есть. Поспособствовать повышению качества обслуживания пассажиров должно специальное «внутреннее» постановление, касающееся качества мойки, принятое 1 июня 2010 года. Согласно документу, отдел ОТК автотранспортного предприятия отныне обязан строго проверять, как проведена уборка внутри салона автотранспорта. Если контролёры увидят, что автобус помыт абы как, то на следующий день схалтурившей уборщице будет сделан серьёзный выговор. Вплоть до штрафа.
Согласно существующим правилам, ни водитель, ни кондуктор не обязаны убирать в салоне общественного транспорта. Для этого у транспортных предприятий есть специальные люди. Чтобы убрать салон в середине смены, требуется сугубо личная инициатива или просьба непосредственного начальства!
– По большому счёту, уборка салонов в середине смены – это сизифов труд. Вот посмотрите, что, например, творится летом. Люди, заходя в транспорт, вытряхивают из обуви килограммы уличного песка! Он поднимается в воздух и оседает на сиденьях. Пассажиры возмущаются, что в белых одеждах невозможно находиться в транспорте. Или заходят в салон с мороженым, оно тает. Грязными, липкими руками берутся за поручни. В такой автобус залетают мухи, – рассказывает водитель автобуса 23-го маршрута Евгений Тютин. – Иногда так и хочется сказать пассажирам по громкой связи: уважаемые граждане, заходя в салон автобуса, надевайте бахилы и одноразовые резиновые перчатки.
По мнению частного перевозчика, индивидуального предпринимателя Марины Фроловой, борьба за чистоту в транспорте, будь он государственным или частным, напоминает сражение с ветряными мельницами.
– Сколько не вешай в автобусе плакатов с надписями типа: «бананы и семечки ешьте с кожурой», всё без толку. Пассажиры предпочитают оставлять пластиковые и пивные бутылки, обёртки от конфет прямо под сиденьем. И никакая сила не заставит их эту пресловутую бутылку забрать с собой. Понимаете, наши российские граждане не приучены убирать за собой. И всё тут. На замечания кондуктора никто не подумает отреагировать. Да и не каждый кондуктор отважится вступить в перепалку с подвыпившим пассажиром. Конечно, во время обеденного перерыва водитель или кондуктор приведут салон в порядок. Но ведь это только до первой остановки! Опять же урну в транспорт не поставишь. Если кто запнётся о неё, водитель окажется в суде. Поэтому проблему решать надо очень жёстко – вплоть до серьёзных штрафов. Народным избранникам не помешало бы над этим задуматься, – делится наболевшим Марина Николаевна.
А почему бы нам, ярославцам, не взять на заметку опыт пермяков, где начальники и владельцы автотранспортных предприятий обратились в городскую администрацию с предложением утвердить свой собственный «Кодекс чести». В нём сказано, что салон, включая поручни и сиденье, должны быть опрятными, а влажную помывку необходимо организовывать два раза в день: непосредственно перед выходом в рейс и в середине смены. Причём это не зазорно сделать и самим водителям. Как говорится, вода камень точит. Когда автобус будет чистым и опрятным в течение всего дня, когда руки не будут прилипать к грязным поручням, глядишь, и у наших сограждан что-то ойкнет в груди. И эту самую бутылку из-под кока-колы или пива они понесут в ближайшую урну.