четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 07 июля 2010

Надо воспитывать специалистов-практиков

Сегодня общество и развивающиеся высокотехнологичные отрасли экономики предъявляют высшему образованию конкретные требования: подготовка высокообразованных специалистов для работы в приоритетных направлениях науки и техники, способных реализовать задачи устойчивого динамичного развития Ярославского региона. 

О проблемах высшей школы, об образовании студентов мы говорим с кандидатом экономических наук, экспертом 

по управлению и финансам, преподавателем Ярославского технического университета Владимиром Тамаровым.


автор Лора АНАТОЛЬЕВА

 

– Действующая сегодня с подачи Министерства образования система научных знаний в высшей школе нацелена не на глубокие комплексные знания, нужные в промышленности, а на американский принцип извлечения прибыли любыми средствами, – считает Владимир Васильевич. 

– Есть ли при такой постановке вопроса у студентов мотивация заниматься наукой?

– Есть, если их этим заинтересует преподаватель, в противном случае – нет. Беда в том, что нет общей нацеленности на науку, так как корпоративно-частная собственность, главенствующая сегодня в промышленном секторе, полностью отторгла науку – она соб­ственникам не нужна. Произошло жуткое разделение задач высшего образования с задачами развития экономики: они не пересекаются. Я говорю своим студентам откровенно: вам предстоит работать в условиях дикого капитализма, и если вы действительно хотите написать серьёзную дипломную работу, ищите связи, чтобы попасть на хорошее, крупное предприятие, так как университет практически не занимается привязкой к производству. 

– Содержат ли научные работы студентов конкретные наработки, которые можно было бы применить на практике уже сейчас, чтобы они принесли пользу Ярославскому региону?

– Безусловно. И анализ регулирования инвестиций на примере подготовки Ярославской области к 1000-летию, и инвестиционные проекты создания детских дошкольных учреждений – они вполне применимы на практике. Выпускниками технического университета сделан блестящий финансово-экономический анализ деятельности нефтеперерабатывающего производства, и я полагаю, что руководителям предприятия было бы полезно ознакомиться с этими выводами. Студентами разработан комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия «Русьхлеб». Применить что-то из наработанного студентами реально, была бы в этом заинтересованность с другой стороны.

– Отслеживаете ли вы, как складываются в дальнейшем судьбы ваших выпускников, которые в студенческие годы серьёзно занимались наукой?

– Частично. Два года назад одна дипломница писала работу по региональной корпорации «Атрус», и сегодня она там работает. Другой выпускник экономфака занимает должность начальника отдела в крупном торговом доме, и это очень серьёзный карьерный рост. Но таких примеров, увы, единицы. 

– Студентки, чьи курсовые работы вы так высоко оценили, тем не менее беспокоятся, что им непросто будет устроиться работать по специальности. Получается замкнутый круг: специалисты на производстве нужны, но требуется опыт работы по специальности, а где его взять, если предприятие не берёт вчерашних выпускников…

– Нарушена связь между государственной задачей подготовки кадров для промышленности и заинтересованностью собственно промышленных предприятий в том, чтобы получить эти кадры, равно как и участвовать в их подготовке. В плановой, советской системе это был единый процесс. Сейчас надо восстанавливать русскую, а не американскую систему образования. Надо воспитывать не только инженеров-практиков (последнее слово – практик – я подчёркиваю), а, пусть это не покажется вам странным, национально мыслящих специалистов. 

– У вас есть конкретные предложения, как это можно сделать?

– Солдат должен быть готов стать генералом, инженер – директором производства, директор – министром. Это русская динамика роста. Поэтому молодой специалист априори должен знать банковское дело, управление предприятием, основы хозяйственного права, нормирования труда. Два года назад я поднял вопрос о необходимости открытия факультета по подготовке директорских кадров для предприятий Ярославской области. Технический университет по своему основному профилю деятельности просто обязан готовить такие кадры. Двадцать лет назад до 80 процентов руководителей предприятий области в различных отраслях были выпускниками Ярославского политеха. Это факт. А сегодня мы наблюдаем колоссальный отрыв потребностей в руководящих кадрах региональной экономики от того, что им готовы предоставить вузы области. Многие сегодняшние руководители предприятий не работают на интересы региона.

– И тем не менее от студенческой скамьи до директорского кресла – дистанция огромного размера. Какие шаги можно предпринять на уровне высшей школы?

– Шаг первый. Всероссийская студенческая олимпиада по экономике и управлению предприятием, прошедшая в Уфе, наглядно продемонстрировала, что коммерческие вузы дают образование несравненно ниже государственных. Платное обучение не даёт нужные знания. Вывод делайте сами. Шаг второй: надо менять нацеленную на ЕГЭ ориентацию Министерства образования, так как тестирование не даёт полного среза знаний. Чтобы другим стал вуз, изначально другой должна стать школа. По моей экспертной оценке, до 90 процентов вчерашних школьников приходят в вуз с крайне низким уровнем общенаучных знаний – я имею в виду математику, физику, про экономику и говорить не приходится. Удручает и то, что большинство молодых людей не знают родной русский язык и литературу даже в минимальных объёмах. Третий шаг: необходимо восстанавливать нарушенные связи вузов и производства, причём связи эти должны быть дву­сторонние. Это даст нам подготовку специалистов с глубокими, комплексными, универсальными знаниями. Вузовская подготовка специалистов должна быть ориентирована в первую очередь на региональные и государственные интересы и программы. 


Читайте также
  • 08.08.2012 Кадры угличской «выпечки» В Угличе открыт центр подготовки специалистов высокотехнологичных производств. Центр будет работать при Угличском индустриально-педагогическом колледже
  • 14.07.2009 Куда крестьянину с дипломом податься…На сегодняшний день Ярославская государственная сельскохозяйственная академия (ЯГСХА) является единственным в области высшим учебным заведением, где готовят
  • 19.09.2008 Тысячник на финишной прямойОстались считанные дни до события, которое наверняка станет важным не только для деревни Ермаково Любимского района, но и для всей области. На центральной
  • 11.01.2007 Молодые дарования – городуВчера мэрия была полна студентов. Здесь собрались победители городского конкурса на лучшую студенческую работу «Ярославль на пороге тысячелетия». На нем
  • 28.12.2005 Лауреаты сияли улыбками и звенели бокаламиЕсли о том, насколько богата Ярославская область ресурсами матушки-природы, еще можно спорить, то с людьми, ресурсом мозговым, в наших краях со времен
  • 25.01.2005 Колледж – наш второй дом Древний Ярославль готовится к своему тысячелетию. С каждым годом изменяется облик нашего города. Как грибы после дождя появляются новые жилые дома, торговые
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают