– Действующая сегодня с подачи Министерства образования система научных знаний в высшей школе нацелена не на глубокие комплексные знания, нужные в промышленности, а на американский принцип извлечения прибыли любыми средствами, – считает Владимир Васильевич.
– Есть ли при такой постановке вопроса у студентов мотивация заниматься наукой?
– Есть, если их этим заинтересует преподаватель, в противном случае – нет. Беда в том, что нет общей нацеленности на науку, так как корпоративно-частная собственность, главенствующая сегодня в промышленном секторе, полностью отторгла науку – она собственникам не нужна. Произошло жуткое разделение задач высшего образования с задачами развития экономики: они не пересекаются. Я говорю своим студентам откровенно: вам предстоит работать в условиях дикого капитализма, и если вы действительно хотите написать серьёзную дипломную работу, ищите связи, чтобы попасть на хорошее, крупное предприятие, так как университет практически не занимается привязкой к производству.
– Содержат ли научные работы студентов конкретные наработки, которые можно было бы применить на практике уже сейчас, чтобы они принесли пользу Ярославскому региону?
– Безусловно. И анализ регулирования инвестиций на примере подготовки Ярославской области к 1000-летию, и инвестиционные проекты создания детских дошкольных учреждений – они вполне применимы на практике. Выпускниками технического университета сделан блестящий финансово-экономический анализ деятельности нефтеперерабатывающего производства, и я полагаю, что руководителям предприятия было бы полезно ознакомиться с этими выводами. Студентами разработан комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия «Русьхлеб». Применить что-то из наработанного студентами реально, была бы в этом заинтересованность с другой стороны.
– Отслеживаете ли вы, как складываются в дальнейшем судьбы ваших выпускников, которые в студенческие годы серьёзно занимались наукой?
– Частично. Два года назад одна дипломница писала работу по региональной корпорации «Атрус», и сегодня она там работает. Другой выпускник экономфака занимает должность начальника отдела в крупном торговом доме, и это очень серьёзный карьерный рост. Но таких примеров, увы, единицы.
– Студентки, чьи курсовые работы вы так высоко оценили, тем не менее беспокоятся, что им непросто будет устроиться работать по специальности. Получается замкнутый круг: специалисты на производстве нужны, но требуется опыт работы по специальности, а где его взять, если предприятие не берёт вчерашних выпускников…
– Нарушена связь между государственной задачей подготовки кадров для промышленности и заинтересованностью собственно промышленных предприятий в том, чтобы получить эти кадры, равно как и участвовать в их подготовке. В плановой, советской системе это был единый процесс. Сейчас надо восстанавливать русскую, а не американскую систему образования. Надо воспитывать не только инженеров-практиков (последнее слово – практик – я подчёркиваю), а, пусть это не покажется вам странным, национально мыслящих специалистов.
– У вас есть конкретные предложения, как это можно сделать?
– Солдат должен быть готов стать генералом, инженер – директором производства, директор – министром. Это русская динамика роста. Поэтому молодой специалист априори должен знать банковское дело, управление предприятием, основы хозяйственного права, нормирования труда. Два года назад я поднял вопрос о необходимости открытия факультета по подготовке директорских кадров для предприятий Ярославской области. Технический университет по своему основному профилю деятельности просто обязан готовить такие кадры. Двадцать лет назад до 80 процентов руководителей предприятий области в различных отраслях были выпускниками Ярославского политеха. Это факт. А сегодня мы наблюдаем колоссальный отрыв потребностей в руководящих кадрах региональной экономики от того, что им готовы предоставить вузы области. Многие сегодняшние руководители предприятий не работают на интересы региона.
– И тем не менее от студенческой скамьи до директорского кресла – дистанция огромного размера. Какие шаги можно предпринять на уровне высшей школы?
– Шаг первый. Всероссийская студенческая олимпиада по экономике и управлению предприятием, прошедшая в Уфе, наглядно продемонстрировала, что коммерческие вузы дают образование несравненно ниже государственных. Платное обучение не даёт нужные знания. Вывод делайте сами. Шаг второй: надо менять нацеленную на ЕГЭ ориентацию Министерства образования, так как тестирование не даёт полного среза знаний. Чтобы другим стал вуз, изначально другой должна стать школа. По моей экспертной оценке, до 90 процентов вчерашних школьников приходят в вуз с крайне низким уровнем общенаучных знаний – я имею в виду математику, физику, про экономику и говорить не приходится. Удручает и то, что большинство молодых людей не знают родной русский язык и литературу даже в минимальных объёмах. Третий шаг: необходимо восстанавливать нарушенные связи вузов и производства, причём связи эти должны быть двусторонние. Это даст нам подготовку специалистов с глубокими, комплексными, универсальными знаниями. Вузовская подготовка специалистов должна быть ориентирована в первую очередь на региональные и государственные интересы и программы.