Уже несколько лет управление по молодёжной политике мэрии Ярославля совместно с правительством области проводит программы трудоустройства для подростков от 14 до 17 лет на период школьных каникул. Финансируют программы областной, городской и федеральный бюджеты.
– В этом году нам подали заявки более ста различных организаций. Мы рассматриваем их и, если условия труда соответствуют нашим требованиям, то составляем с ними договоры, – рассказывает инструктор по труду Ярославского городского молодёжного центра Любовь Владимировна Муха. – В основном мы стараемся работать с государственными организациями, так как частников сложнее проконтролировать и нет гарантии, что для детей будут созданы необходимые условия.
В списке «одобренных» организаций районные администрации, больницы, школы, библиотеки, Пенсионный фонд, военкомат. Характер работы, не требующий особых усилий, – сортировать документы и книги, выполнять различные несложные поручения. Работают подростки в возрасте 14 лет – 4 часа, 15 лет – 5 часов, 16 – 17 лет – 7 часов. Оклад 4300 рублей, который облагается 13-процентным налогом, плюс доплата от центра занятости 850 рублей.
– На три месяца этого года у нас всего 1622 вакансии, а приходит к нам гораздо больше людей. К сожалению, всех обеспечить работой мы не можем, – объясняет Любовь Муха.
Количество вакансий ограничено финансами. Всего на летнюю программу выделяется 7 миллионов 238 тысяч 740 рублей из городского бюджета и 1 миллион 639 тысяч 400 рублей – из областного. Федеральные деньги идут по линии центра занятости. Это та самая доплата 850 рублей.
Вакансии обнародуются один раз в месяц. Например, вакансии на июнь – в начале мая, на июль – в июне, на август – в июле. На раздачу вакансий городскому молодёжному центру даётся неделя. Фактически же они уходят за один день. Чтобы получить местечко получше, некоторые подростки занимают очередь ночью. Приходят к дверям центра с ковриками и спальниками, записываются и ночуют прямо на асфальте.
– Мы пришли к центру в 6 утра 1 июля и были уже сто шестидесятые, – рассказывает девушка с красивым именем Диана. – Здесь стояла женщина и записывала всех, присваивала номер. Перед открытием центра в 8 утра была перекличка.
Увы, у тех, кто пришёл к самому открытию – к 9 утра, шансов получить работу уже не было. На этот момент в списке значились 400 человек, а на август молодёжный центр предлагал всего 350 вакансий. К трём часам дня все вакансии были разобраны, а очередь продвинулась только наполовину.
– Каждый месяц от 500 до 1000 желающих не могут получить работу, не хватает вакансий, – поясняет Любовь Муха. – День раздачи вакансий для нас самый тяжёлый. И физически, так как сидим, не разгибаясь, с утра до вечера, и морально, потому что обиженные подростки и их родители зачастую выплёскивают на нас свои негативные эмоции.
Зато стоит посмотреть на лица счастливчиков, получивших вакансию! Они сияют так, словно им уже выплатили вознаграждение за труд. Многие из них пока не представляют, что им предстоит пройти до того момента, когда они получат вожделенную работу. Стояние в очереди – это лишь начало испытаний.
Вместе с вакансией в центре занятости ребятам выдают целый пакет документов, которые необходимо оформить. Помимо их заполнения детям нужно пройти медкомиссию в поликлинике, получить справку из учебного заведения. А затем сдать документы в органы опеки, где выдают разрешение на работу.
– Проблема в том, что органы опеки работают только два дня в неделю – в понедельник до обеда и во вторник после обеда. Чтобы попасть на приём, мне пришлось отпрашиваться с работы. Мы с дочерью отстояли очередь и потом полчаса провели в кабинете, заполняя бумажки, а вот за ответом через две недели пришлось самим поехать в департамент образования, так как он вовремя не пришёл в органы опеки. В целом процесс сбора документов для трудоустройства занял у нас около месяца, то есть ровно столько, сколько моя дочь работала, – рассказывает Наталья Михайловна Зеванина, мама 14-летней соискательницы работы Марии.
В молодёжной поликлинике тоже волокита. Там то теряют карточки подростков, то долго делают анализы, то из-за больших очередей дети не попадают на приём к врачу.
Но даже когда все справки собраны, расслабляться нельзя – впереди повторное посещение молодёжного центра, который официально оформляет подростков на работу и выдаёт им трудовые книжки.
Например, когда, собрав все справки для трудоустройства сына, я пришла с ним в молодёжный центр для оформления, выяснила, что со всех документов нужно было снять ксерокопии. Пришлось прыгать в машину и ехать искать пункт ксерокопирования. Благо успели это сделать, не пропустив своей очереди. Но это были не все сюрпризы. Когда подошла наша очередь, выяснилось, что необходимо было принести ксерокопию загранпаспорта ребёнка. Как мне пояснили, это нужно для изготовления пластиковой карточки «Ярсоцбанка». Пришлось возвращаться домой, в Заволжский район. Дальше был обеденный перерыв, и повторно в центр мы попали уже ближе к вечеру. Каково же было моё возмущение, когда, проверив наши документы, сотрудница центра сказала, что принять их не может, так как в медицинской справке врач написала «Может работать без вредных условий труда», а нужно было написать «Может работать на должности подсобного рабочего».
Едем с «пятёрки» в заволжскую поликлинику. Наш участковый врач уже закончила приём. Иду в кабинет к заведующей, прошу переоформить справку. Она упирается, утверждая, что «всё оформлено правильно и они всем так пишут». После бурной сцены с моей стороны всё-таки соглашается дописать на той же самой справке необходимую фразу. Снова едем в молодёжный центр. Без очереди прорываемся в кабинет, объясняя, что мы уже «третий раз сюда приходим». На этот раз документы всё-таки принимают.
Чтобы получить зарплату, необходимо выполнить ещё массу бюрократических формальностей. А именно – оформить сберкнижку в Сбербанке России, отнести её в центр занятости и написать там заявление на доплату. Кроме того, нужно оформить пластиковую карточку в «Ярсоцбанке», на которую будет перечислена зарплата работнику. Зачем открывать два счёта в разных банках?
В целом на все хождения по инстанциям с ребёнком, без учёта ожиданий готовности документов, я потратила три полных рабочих дня. Это учитывая, что я передвигаюсь на машине.
Видимо, не все соискатели терпеливые, потому часть вакансий всё же ежемесячно пропадает. Например, в июле остались незанятыми 50 рабочих мест из 600. В основном места теряются из-за бюрократической волокиты.
Жаль, что такое хорошее и нужное всем начинание из-за плохой организации работает неэффективно. Надеемся, что управление по молодёжной политике мэрии Ярославля наведёт порядок в деле трудоустройства подростков и даст официальный ответ.