ПРЕДМЕТ, РОЖДЁННЫЙ В СПОРАХ
В обсуждении то и дело возникавших вопросов и родился он, и Министерство образования и науки Российской Федерации уже включило ОПК в школьную программу.
Рассчитан предмет всего на полгода: четвёртую четверть в четвёртом и первую в пятом классах, что на самом деле, считают педагоги, не очень-то удачно. С одной стороны – конец учебного года, весна, дети устали учиться. С другой – первая четверть, начало учебного года. Пока ребята входят в учебный процесс, она уже заканчивается. К тому же между занятиями есть перерыв в три месяца летних каникул.
Четвёртый – пятый классы – это переломный момент в жизни ребёнка, он оканчивает начальную школу, вступает в среднюю, нужна определённая адаптация, и детям будет нелегко воспринимать ту информацию, которую несёт новый курс, – рассуждает священник Ярославской епархии, духовник Ярославской губернской гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) педагог Алексей Кульберг.
Возможно, что именно такие форс-мажорные обстоятельства и станут стимулом для тех, кто придёт преподавать предмет в общеобразовательную школу.
– Но сейчас очень важно уже то, что всё, связанное с преподаванием именно основ православной религии, вышло из области самодеятельности и перешло в область государственной задачи, а начавшийся эксперимент – это тоже уже результат, – констатирует отец Алексей.
ВЕРА – ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ
В программе, одобренной Минобразования и науки, четыре блока. Первый – «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», на это уйдёт час учебного времени. Второй и третий блоки – «Основы религиозных культур и светской этики» – самые насыщенные. Они будут изучаться в четвёртом и пятом классах. Именно в эти блоки и включено всё, что связано с христианством и православием. Отношения Бога и человека, молитва, Библия и Евангелие, проповедь Христа и Его крест, православное учение о человеке, заповеди блаженства – вот темы некоторых уроков. А ещё на них пойдёт разговор о том, как христианство пришло на Русь, о храме и монастырях, об иконе и православной службе, их значении и смысле. О том, зачем творить добро, и что такое подвиг в христианском понимании, о христианской семье и христианском отношении к природе.
Четвёртый блок предлагает заняться изучением духовных традиций многонационального народа России. На это отводится пять часов учебного времени. Темы для обсуждения: любовь и уважение к Отечеству, патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Предусмотрены выступления учащихся по темам «Как я понимаю православие, буддизм, иудаизм или ислам».
Казалось бы, из-за чего было городить сыр-бор противникам курса, утверждая, что ОПК будет ущемлять представителей иных конфессий? И на «Закон Божий» ОПК тоже не похож. Чего боятся чиновники от образования, от которых и зависел столько лет этот предмет? Что дети «побегут в монахи»?
– Вера – дело добровольное. Понуждать к тому, чтобы кто-то из ребят шёл в монахи, священники, противно самому духу христианства. Мы радуемся, конечно, что пять процентов наших выпускников пошли по духовному пути, получат религиозное образование, но 95 процентов ребят идут учиться в светские высшие учебные заведения – медакадемию, университеты, гуманитарные и технические вузы, они создают семьи, живут обычной жизнью. И то, что это происходит с выпускниками нашей что ни на есть православной школы, думаю, должно снять напряжение в этом вопросе, – говорит Кульберг. – Проблема, скорее, в другом. В том, что система нашего школьного образования всё ещё остаётся сугубо советской. Она в принципе не готова к восприятию этого предмета, и потому у чиновников и директоров школ есть определённая настороженность относительно того, что в качестве педагогов в школу придут некие экстремисты, разведут религиозную агитацию или какое-то зомбирование...
СТАВКА НА СВЕТКОСТЬ
В Ярославской области соавтором одного из учебных пособий по православию и русской культуре стала директор департамента образования правительства области Татьяна Степанова. Пособие по православию и русской культуре в 2008 году после значительной доработки и тщательного рецензирования, в том числе и представителем Ярославской епархии, вышло вторым изданием. Второе пособие (авторы Т. И. Ерохина и И. Н. Чижова), предназначенное для учащихся младших классов, также вышло в свет под редакцией Т. А. Степановой.
Ярославская область не вошла в общероссийский эксперимент по ОПК. Но, как видим, к встрече с ним по-своему готовится, раз уж предмет неизбежен. И готовится, надо признать, давно. В целом ряде школ области не первый год действуют факультативы или кружки, где детей знакомят с основами православной культуры через краеведение, которое в нашем исконно русском крае, конечно же, невозможно без истории храмов и монастырей. Региональные пособия Колбовского – Степановой и Ерохиной – Чижовой как раз и были изданы в помощь этим факультативам или кружкам. Хорошо оформлены, с многочисленными иллюстрациями, написаны доступным для школьников языком, и по оценкам специалистов, методически верно они открывают перед детьми мир, который до этого был за школьным порогом.
– Краеведение как предмет действительно есть во всех школах, – говорит Людмила Алексеевна Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ Ярославской области «Институт развития образования». – Но надо понимать, что в наших школах светское образование, и всё, что касается православия, присутствует в нём как историко-культурологический компонент. Наша задача – дать ребёнку полный спектр знаний, осознанный выбор он сделает, основываясь на них. Учителя, школа заинтересованы в духовно-нравственном воспитании учащихся, и здесь наши интересы и интересы Церкви совпадают.
Выходит, проблем нет? Как бы не так! Стоит только заговорить об ОПК с теми, кто так или иначе связан с этим предметом, понимаешь, вопросов меньше не стало, хотя директивно зелёный свет уже дан. И подготовка к ОПК в нашей области вроде началась. Звоню в управление образования Ярославля. Получаю холодный ответ: вот завершится эксперимент, тогда можно будет говорить о чём-то. Хотя о чём говорить тогда, когда чиновникам придётся принимать дело к исполнению? Или всё-таки надеются на провал эксперимента? К слову сказать, именно в Ярославле обстановка с духовно-нравственным воспитанием школьников критическая. Как иначе объяснить факт появления в городе юных сатанистов-канибалистов и скинхедов? Все они учились в школах города. И остаётся только догадываться, что за атмосфера витала в тех учебных заведениях.
Ярославна Анна, мать троих детей-школьников, рассказывает, что в школе, где учатся её дети, пока никто не уведомил о том, придётся ли её ребёнку изучать ОПК. Всю информацию о предмете она и остальные родители пока черпают из Интернета, а вовсе не в школе, где учатся дети.
– У меня главный вопрос: кто будет преподавать предмет? Из тех учителей, которых я знаю, не вижу варианта. И потом, если детям будут на словах говорить о вере и православии, а на деле в школе всё останется как есть, боюсь, всем нам не стало бы хуже после такого «просвещения», – сокрушается Анна.
ДЕТСКИЙ ВОПРОС
Вопрос о том, кто придёт к детям с «проповедью» о вере и православной культуре, действительно краеугольный. Специалистов по ОПК до сих пор в светских вузах не готовили. Впрочем, в ряде учебных заведений, в том числе и Ярославском педуниверситете, в последние годы появился факультет теологии. Будут ли востребованы светской школой его выпускники? Их ждут в департаменте образования, но пока районные управления образования не направляли в вуз абитуриентов по этой конкретной специальности. Выходит, что готовые специалисты по ОПК школе не нужны. Раз не было заказа, не будет их должности и в штатном расписании.
Вполне возможно, что из-за того, что курс ОПК невелик по часам, его могут отдать преподавателю с меньшей занятостью. В одной из областей на курсы подготовки преподавателей по ОПК прислали учителя физкультуры, рассказывал, выступая перед студентами и преподавателями Демидовского университета в Ярославле, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.
Дело, конечно, не в специальности педагога. Дело в принципе: отнесутся ли к новому предмету в структурах образования как к социальному заказу государства и с должным уважением или... Как к очередному «завихрению» Минобразования, мало что ли их было за последние двадцать лет? И тогда – беда.
В Ярославской области, похоже, с этим проблем пока нет. Она хоть и не вошла в общероссийский эксперимент, всё-таки начнёт его на региональном уровне. С первого апреля 2011 года «Основы религиозной культуры» и «Светская этика» появятся в расписаниях десяти школ Тутаевского, Переславского, Ростовского, Некрасовского, Угличского, Пошехонского районов и Рыбинска. Подготовка преподавателей для него уже ведётся на кафедре гуманитарных дисциплин института образования. Одна из тех, кто приехал на курсы, Ольга Николаевна Раева, преподаватель из Рыбинска, завуч начальной школы рассказывает:
– В нашей школе № 3 уже не первый год идёт преподавание курса «Православие и русская культура». Предмет этот необязательный. Он значится как кружок. Но практически его посещают 90 процентов класса. Перед началом занятий опросили родителей, согласны ли они, чтобы их дети посещали кружок, отказов не было. Наша школа многонациональна. Треть учащихся – представители иных национальностей, но эти дети тоже с интересом посещают кружок. Занятия в нём строятся по-разному. Есть теоретические, на которых мы рассказываем о православии, о том, что связано с ним в истории и культуре России. Часто мы проводим экскурсии по храмам нашего города, побывали в Тутаеве в Покровском храме, где есть икона «Прибавление ума», в Ярославском женском Казанском монастыре. И за то время, как эти занятия начались, в школе не было ни одного конфликта между учениками на этнической почве.
Любовь Аркадьевна Жолудева, преподаватель истории и краеведения средней школы села Головина Угличского района, теперь тоже дополнительно к основному своему предмету будет учить детей основам православной культуры. Многие годы Любовь Аркадьевна занимается с детьми краеведением. Дети с интересом изучают историю своих предков, биографии своих дедушек, бабушек, прабабушек. Кто-то восстанавливает историю храма в селе. Последним серьёзно занялись и сами учителя Головинской школы. Они помогают возрождать разрушенный в селе храм.
– Безусловно, упор в преподавании предмета в школе будет сделан на светского педагога, – говорит Людмила Алексеевна Харитонова.
На вопрос о том, возможно ли, что преподаватель при этом будет человеком верующим, Людмила Алексеевна ответила так:
– Ситуация возможна. Это будет лучше и для учителя, и для детей, и для родителей. Но школа у нас светская, и подход к предмету должен быть историко-культурологический.
Что стоит за этим термином – тоже вопрос. Как отвечать, если ученик задаст преподавателю свой детский вопрос по поводу веры, ответ на который должен быть чётким и однозначным, а светское образование такой однозначности не допускает.
– Думаю, преподаватель найдёт достаточно аргументов, чтобы предложить ребёнку своё видение ситуации, не навязывая её, – считает Харитонова.
А вот что поведала Елена Михайловна Рогачевская, преподаватель основ православной культуры в школах Москвы:
– Дети сразу задавали мне вопрос: а вы верующая? И я честно отвечала. И они будут спрашивать это у любого учителя православной культуры. Если он скажет нет, то у них возникнет чувство какого-то несоответствия, нечестности.
АРХИЕРЕЙСКИЙ СЕРТИФИКАТ
На самом деле многие вопросы можно снять только при тесном сотрудничестве с Церковью.
Ведь если придёт в школу человек, равнодушный к предмету, на уроках ОПК вполне можно будет получить «инъекцию от христианства». И тогда «если Бога нет, то всё можно»? Достоевский трагически предсказал это России, и мы уже прошли часть этого пути, заблудившись в поисках смысла жизни. А сейчас на примере Европы и Америки видим, до чего можно дойти, вычеркнув из своей жизни Христа. Однополые браки – содомский грех – там почитаются за свободу человека и плюрализм мнений. А ювенальная юстиция вовсю попирает заповеди, по которым жило человечество всю свою историю. На уроках православной культуры только с православным учителем можно будет проследить, чем отзывается грех – забвение заповедей. Ведь православная культура – это история не только храма в селе или городе, в котором живёшь, не только государства Российского, но история человечества, человека как личности.
– Поскольку речь идёт о преподавании религиозной конфессиональной культуры, то и в системе подготовки кадров для этого предмета важна роль правящего архиерея. Он должен обязательно засвидетельствовать степень и качество подготовки преподавателя, сертифицировать его право на ведение предмета. И тогда не будет ни сумятицы, ни отсебятины, ни того, что является якобы православием, какие-то народные традиции и верования, которые выдают за православие, – говорит
о. Алексей, ссылаясь на позицию РПЦ в этом вопросе.
Иначе ведь многое может уйти только во внешнее православие, в то время как источник православия – Евангелие – порой не называется там, где самое место на него сослаться. Мне довелось присутствовать в классе одной из школ области на уроке о добре и зле. Мальчишки и девчонки из кожи вон тянулись, чтобы объяснить, почему надо быть добрым. И только один из них сказал вдруг прямо-таки евангельскую заповедь: не надо поступать с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой. Учительница мимоходом поблагодарила парнишку и ни слова не сказала о том, кто же заповедал это нам, людям. Похоже, по-прежнему боятся в наших школах имени Христа...
ПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ БУДУТ УЧИТЬСЯ
Учебников и пособий по православной культуре в стране – море. Предмет этот в рамках регионального компонента давно уже преподаётся и в Курской, и в Белгородской, и в Смоленской областях, всего в 15 регионах страны. Где-то из них он вводился приказом директора департамента образования, где-то для этого потребовалось решение регионального законодательного органа. В нашей никто на этот шаг не решился. В каждой из областей создавались свои учебники или пособия. Они разные. Но для преподавания предмета по федеральной программе в четвёртом классе не пригодится ни один из них. Потребовался новый учебник. Он писался разными коллективами под руководством двух авторов: доктора педагогических наук Л. Шевченко и доктора философских наук протодиакона А. Кураева. Два разных учебника были представлены на заседание редакционной коллегии Министерства образования и науки, и после рассмотрения к дальнейшей работе был отобран учебник Кураева. В издательстве «Просвещение», по словам самого отца Андрея, серьёзной редакторской правке и сокращению подвёргся третий урок курса – «Отношения Бога и человека в православии». Это касалось креанистского представления о мире, противоположного дарвинистской эволюции, и структуры Вселенной, интерпретируемой автором не с точки зрения современной физики, а с богословских позиций. В остальном, в том числе и со стороны Конституции Российской Федерации, установленному ею светскому характеру государства, экспертизу чего проводил автор Конституции России Сергей Шахрай, противоречий не обнаружено, и учебник Кураева был принят к производству и рекомендован как основной в общеобразовательной школе страны.
Теперь о том, почему «Основы православной культуры» идут в школу. Утратив то, что раньше называлось идейно-нравственным воспитанием, школа потеряла и главный свой стержень, тот социальный заказ, который должна выполнять, поскольку живёт на деньги налогоплательщиков – подготовка к жизни гражданина своей страны. И всё развалилось. Семья с воспитанием подрастающего поколения не справляется. Как быть? Православная церковь увидела все эти болевые моменты, предложила государству и школе свою помощь. После долгих раздумий они её приняли. Минобразования не без нажима со стороны президента тоже. Основы православной культуры – это и есть то, на чём создавалась и жила Русь и Россия. Жила в содружестве со множеством народностей, с католиками, протестантами, мусульманами, иудеями, даже язычниками. И только атеистический мир нарушил в конце концов это наше единство, умудрившись развести по своим квартирам даже братьев по вере.