– Когда мы в начале июня приступали к этим работам по планам реконструкции уличной сети и дорог исторического центра города к его 1000-летию, у нас не было ни малейшего представления о том, что именно экспедицию может здесь ожидать, – сразу обозначил интригу куратор экспедиции, кандидат исторических наук Владимир Коваль. Специалист он, к слову, с большим опытом, в его послужном списке раскопки в Московском Кремле, на Манежной площади столицы, древнего городища Ростиславль на Оке на юге Московской области.
По словам Владимира Юрьевича, место на въезде с нынешней дамбы Московского проспекта на Богоявленскую площадь впервые упоминается в документах времён царствования Ивана III – в акте о передаче земли Спасскому монастырю. Заселена эта территория была уже тогда, но с каких времён, науке неизвестно до сих пор: каких-то серьёзных раскопок здесь не проводилось.
Задавшись таким вопросом, экспедиция (на счету которой с 2003 года раскопки на волжской Стрелке и в Рубленом городе – «Северный край» о них рассказывал) свой шанс использовала до конца, как подобает профессионалам высокого класса. Под средневековыми слоями, с остатками срубов и деревянных отмостков, в квадрате площадью, представьте себе, всего лишь с однокомнатную хрущёвку наших дней обнаружены остатки сразу шести хозяйственных ям, обломки глиняных горшков, стеклянных браслетов, железные ножи, шиферные пряслица.
О назначении самих ям археологи говорят пока что осторожно – люди жили здесь и позже, слои перемешаны, самый ранний пласт сохранился хуже всего. Но и керамика, и женские украшения из стекла, и те самые пряслица – материал для древнерусской истории узнаваемый – типовой.
– Такие грузики надевались на веретено ручной прялки для того, чтобы, выражаясь современным языком, увеличить центробежную силу скручивания нити, – объясняет Владимир Коваль. – Шифером называли камень тёмно-красного цвета, разновидность сланца. Добывали его на Руси только в одном месте – на Овручском кряже под Киевом. После Батыева нашествия пряслица, как и стеклянные бусы и браслеты, исчезли из обихода наших предков.
Так что нетрудно догадаться, что для археологов эти находки стали самым верным знаком, что они дошли до слоя домонгольской эпохи. Можно предположить, что здесь, на месте нынешней Богоявленской площади, люди жили со времён основания первой крепости на Волге. По всей вероятности, то было пригородное селение, предшественник средневековой монастырской Спасской слободы – располагалась она вверх по Которосли на её левом берегу примерно до подворья храма Николы Мокрого.
В чём значение столь неожиданных находок для развития современного Ярославля? Как считают специалисты Института археологии РАН, эти раскопки дают подсказку градостроителям и реставраторам: в границах близлежащих к площади кварталов по улицам Большой Октябрьской и Комсомольской можно ожидать присутствие культурных слоёв с материалом о древнейшей истории города. Это непременно надо учитывать, начиная новое строительство, и тем более в ходе реконструкции исторической застройки.
Вопрос, к слову, остро актуальный именно для Ярославля накануне его 1000-летия. Напомним читателям: после того, как полтора года назад были приняты новые проекты охранных зон, прежняя территория так называемого археологического наблюдения – а включает она весь исторический центр до улицы Володарского – перестала считаться достойной изучения (об этом публикация «Юбилей спишет все огрехи?» в номере «Северного края» за 3 ноября прошлого года). Когда заказчик – «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» Ярославля – к ремонту улиц наконец решил-таки подключить и археологов, то выяснилось, что два из пяти намеченных участков строители уже успели не только раскопать, но и частично заасфальтировать.
Проблема-то общероссийская. Начальника ярославской экспедиции Института археологии РАН Энговатову мы на раскопках в эти дни не застали. Как пошутил Владимир Коваль, Ася Викторовна отсутствует «по вполне уважительной причине». Поручено ей ни много ни мало представлять интересы института и всей отечественной археологии на думских слушаниях о поправках к действующему федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия».
По словам нашего собеседника, «внимание к археологии выражено в этом законе в таких формулировках, что получается: в охране культурного наследия она, археология, будто бы не при деле и как бы не нужна». Между тем сами-то столичные археологи раскопками на Богоявленской площади показывают добрый пример нормального партнёрского сотрудничества с ярославскими властями и коллегами. За три с лишним недели работ без выходных команда Дениса Бадеева (это он вёл раскоп площадью 110 квадратных метров) – три специалиста из Института археологии плюс полтора десятка помощников, в том числе и студенты, будущие историки и музеологи, подняли на-гора не один камазовский кузов грунта.
Плюс к классическому инструменту археологов – заступу и совковой лопате – здесь, в прибрежной зоне Которосли, хорошо послужили им и обыкновенные вёдра. Высокие подпочвенные воды не раз нарушали первоначальный график работ, приходилось осушать раскоп, в семи потах вычерпывая воду с его дна. Всего в разных культурных слоях зафиксировано здесь 300 находок, а одних только осколков керамики насчитывается около десятка тысяч!
После лабораторных исследований все они будут переданы в Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Деловые контакты с его специалистами москвичи установили с первых же дней работ. Некоторые вещи попали в музей, что называется, прямо из раскопа – например, средневековый пояс, сплетённый из овечьей шерсти. Чтобы сохранить его для науки, пояс надо срочно реставрировать – тем сейчас и занимается профильный отдел музея.
Самим археологам точное время окончания работ неизвестно, хотя намеченная программа выполнена полностью. До памятника Ярославу Мудрому от траншеи рукой подать. Под ободряющим взглядом легендарного отца-основателя города раскопки продолжаются. Продлятся они до тех пор, пока сюда для прокладки инженерных сетей не придут строители. А заявиться они могут, как нам сказал Владимир Коваль, «в любой день и час».