Он родился 5 июля 1910 года. Самые светлые, трогательные воспоминания живописца связаны с родным домом в деревне Свистовичи Демидовского уезда Смоленской губернии. В детстве познал маленький Пётр все премудрости крестьянской жизни, научился уважать человека труда. Буря революции 1917 года затронула всех в стране. Не осталась в стороне и дружная, работящая, большая семья Павловых. Жалея родных, желая облегчить участь матери, ставшей главой семьи, девятилетний Петя Павлов принял первое в своей жизни серьёзное самостоятельное решение и ушёл из семьи... в мир беспризорников. Так он стал взрослым.
Учёба и работа в Ленинграде тоже стали большой жизненной школой для будущего художника. Здесь он, работая пожарным, освоил профессию водителя, посещал библиотечный техникум, музеи, часто гулял по городу. Но неспешное течение его жизни было прервано молохом репрессий. Юноша, несправедливо осуждённый тройкой, попал в сталинские лагеря, где ему пришлось пройти через нравственные и физические испытания, голодное существование сначала в болотах под Ленинградом, затем в глухой тайге и на строительстве Комсомольска-на-Амуре.
Но Пётр Павлов никогда не терял надежды. Даже в самой трагичной ситуации. Жизнь в палатке в лютые морозы среди бескрайней тайги, тяжёлые рейсы по ледовым речным дорогам, трудные человеческие взаимоотношения заключённых, пять лет изоляции от Большой земли, родных, близких ему людей – он всё преодолел!
Не на одну судьбу хватило бы страданий уже тогда, а Петру Ивановичу Павлову к тому времени было всего-то 25 лет. Досрочно освободившись за добросовестный труд (так указано в документах) из страшного ГУЛАГа с почётным среди узников званием «Таёжный волк», Пётр Иванович стал работать на стройках Комсомольска-на-Амуре.
В 1939 году Пётр Иванович Павлов поступил в Ярославское художественное училище. Но учёба, как и ощущение пришедшего наконец счастья, опять неожиданно прервалась. На третий день после объявления о начале Великой Отечественной войны доброволец Пётр Павлов принял в Ярославле знаменитую теперь «полуторку» – ГАЗ-2А и отправился на ней на фронт. И только в декабре 1945 года смог вернуться домой. Тяжёлая контузия, два серьёзных ранения, тысячи километров непосильных и опасных фронтовых дорог не сломили художника и не ожесточили его душу.
Художественное училище Пётр Иванович окончил после войны, много лет преподавал в первой в Ярославле детской художественной школе, затем и в художественном училище, где ещё возглавлял и профсоюзную организацию, заботился о быте учащихся и педагогов. Ещё в 1958 году он окончил исторический факультет Ярославского педагогического института имени К. Д. Ушинского.
В становлении Петра Ивановича Павлова как живописца и педагога большую роль сыграла его семья, жена Валентина Александровна. В годы войны Валентина Александровна с маленькой дочкой находилась в партизанском отряде. Попав в плен, с дочерью на руках работала на скотном дворе немецкого помещика. Всё вынесла. После войны долго занималась лечением дочери. Работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Вместе воспитывали сыновей. Дети Павловых: Валерия, Андрей, Александр – все получили высшее образование.
Пётр Иванович в общении был прост, а в творчестве своём он, несомненно, велик. Большой человек и большой мастер. Серия персональных выставок, постоянное активное участие до последних дней жизни во множестве коллективных выставок, богатый опыт художника и педагога принесли ему звание «Заслуженный художник России».
Пётр Иванович ушёл из жизни на девяносто пятом году. В 2010 году, в канун 1000-летия города Ярославля, ему исполнилось бы 100 лет. Многочисленные его ученики, почитатели таланта, любители его творчества, все, кто знал художника, до сих пор очень тепло вспоминают о Петре Ивановиче.
Многие работы Павлова хранятся в его мастерской, в Ярославском художественном музее, галереях городов области. Они есть в частных коллекциях любителей живописи в нашей стране и за рубежом. Бережно хранятся картины, подаренные художником в детские сады, детские дома и интернаты, дома культуры и другие культурные центры, научные и общественные организации.