В конце лета 2008 года «Северный край» постепенно превратился в штаб по борьбе с «Север-Синтезом»: в нашу редакцию с завидной регулярностью стали наведываться сначала разрозненные группы обиженных граждан, а затем, когда люди объединились в ассоциацию обманутых вкладчиков, зачастили уже члены инициативной группы. Сотни ярославских вкладчиков доверились вологодским предпринимателям, которым пришла однажды в голову хорошая, на их взгляд, идея: объединить рубли доверчивых граждан под крышей Коммандитного товарищества. Звучит солидно и привлекательно. Опять же среди товарищей, какие могут быть непонятки или недоверие друг другу?
В рекламных призывах «без страха и упрёка» расставаться с деньгами вологодские кудесники рисовали завлекательные картинки: дескать, для начала займём нишу на рынке нефтепродуктов, развернём горюче-смазочный бизнес, в дальнейшем будем пилить лес, выгодно торговать древесиной, потом ещё чего-нибудь придумаем. Главное – делайте взносы, господа. Когда вкладов, под которые были обещаны щедрые проценты, заметно прибавилось, были приобретены нефтяные терминалы в Череповце и Вологде. Ёмкости под горючее сдавались в аренду предприятиям и организациям. Как только рамки Вологодской области стали предпринимателям тесны, в 2003 году был организован филиал «Север-Синтеза» в Ярославле. Привлечённые неслыханными процентами – 29 годовых! – ярославцы с деньгами вприпрыжку побежали в местный филиал. Со временем проценты опустились до восемнадцати, затем пятнадцати. Правда, они выплачивались исправно. Народ валом валил на Республиканскую, несли по 100 – 200 – 500 тысяч рублей.
В августе 2008 года на дверях офиса «Север-Синтез» в Ярославле появилось объявление о временном закрытии отдела вкладов филиала. Наиболее догадливые вкладчики побежали в правоохранительные органы. Недоверчивые штурмом брали автобусы на Вологду. Там ходоки получили от ворот поворот.
Инициативная группа обманутых ярославцев после очередного митинга у здания Кировского райсуда на улице Собинова отправила обращение на имя Владимира Путина, а копии – генеральному прокурору РФ, начальнику Следственного комитета при Прокуратуре РФ: «Уважаемый Владимир Владимирович, от имени сотен вкладчиков-ярославцев просим Вас обратить внимание на нашу проблему, поскольку обращения наши к директору компании Игнашеву в Вологду, в административные и силовые органы Ярославской области, лично к прокурору и начальникам УВД и УБЭП по нашей области, в Кировский районный суд, в арбитражный суд оказались безрезультатными, да просто пустым звуком…» Авторы письма ставят в известность премьер-министра, что из-за неспособности местных властей повлиять на ситуацию сердца некоторых вкладчиков просто не выдержали: «Четыре человека уже умерли от переживаний».
Видимо, письмо всё же дошло до адресатов. Во всяком случае, во время очередного визита в редакцию наиболее активный член инициативной группы Анатолий Козлов сказал:
– Начальник Ярославского УВД Николай Трифонов во время личной встречи обещал проконтролировать ход следствия и сделать всё, что от него зависит.
Следствие тоже пошло резвее. Если в течение года после того, как захлопнулось кассовое окошко в Ярославском филиале, растерянные вкладчики, словно слепые котята, тыкались в двери различных учреждений в основном безрезультатно, то к осени прошлого года следователи УВД стали рассылать повестки вкладчикам, приглашать на аудиенции, терпеливо составляли постановления «О признании потерпевшим» конкретных вкладчиков. Ярославский филиал в общей сложности нагрел ярославцев почти на 80 миллионов рублей.
В апреле прошлого года следственным управлением при УВД по Ярославской области было возбуждено уголовное дело № 09270141 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст.159 УК РФ «по факту хищения путём обмана и злоупотребления доверием денежных средств в особо крупных размерах жителей Ярославля и Ярославской области лицами из числа представителей Ярославского филиала № 2 Коммандитного товарищества «Торговый дом «Север-Синтез и К». В Череповце и Вологде также были возбуждены подобные ярославскому уголовные дела. Гендиректору Алексею Игнашеву было предъявлено обвинение, его арестовали. Ещё до ареста автор этих строк предложил Игнашеву встретиться в Ярославле, чтобы через нашу газету дать ему возможность объяснить ярославским вкладчикам, что случилось с товариществом, и ответить, будут ли вкладчикам возвращены их деньги. Тотальное безденежье помешало Игнашеву покаяться перед обманутыми людьми: у Алексея Ивановича в тот момент не нашлось денег даже на автобусный билет в Ярославль…
Когда Игнашев уже содержался под стражей, из Вологды в Ярославль на очередной митинг обманутых вкладчиков вдруг приехала его дочь Ксения (вероятно, её материальное положение было лучше папиного) и уговаривала обобранных ярославцев посодействовать вызволению отца из тюрьмы. Мол, парясь на нарах, отец связан по рукам и ногам, а вот на свободе сможет включить рычаги, договориться о продаже имущества компании, стоимости которого вполне хватит, чтобы постепенно расквитаться с потерпевшими.
Потом узник Игнашев сам решил обратиться к вкладчикам. В редакции «Северного края» хранится письмо Игнашева «оттуда»: «Я обращаюсь к вам в очень сложный и драматический момент (такой «момент» для вкладчиков длится уже почти два года – В. П.). Сегодня, когда перед нашей компанией стоит задача вернуть деньги вкладчикам, я оказался не в состоянии контролировать ситуацию. Мой арест сделал физически невозможным возобновление переговоров с компанией «Роснефть» с целью продать наше имущество по адекватной стоимости». (А нам из достоверных источников известно, что Игнашев в своё время заломил столь несуразную цену, что даже небедные нефтяники были в шоке – В. П.). В письме к вкладчикам Игнашев уверяет их, что сидит по совершенно нелепому обвинению в мошенничестве. И очень опасается, что при попустительстве милиции имущество поспешно распродадут по низким ценам некие структуры, «тесно связанные с властью и правоохранительными органами, и тогда это можно будет расценивать как скрытый рейдерский захват предприятия, осуществлённый с помощью административного ресурса»… В конце письма страдалец за народ сердечно благодарит тех вкладчиков, которые в суде проявили милосердие, взяв сторону Игнашева. Автор письма, озаглавленного «У нас есть шанс вернуть деньги вкладчиков!», галантно вошёл и в положение тех, кто проявляет недовольство невыплатой вложенных средств. По мнению Игнашева, «они имеют юридическое и моральное право требовать возвращения денег». Однако он в мягкой форме напоминает им, дескать, не забывайте, что мы все находимся в одной лодке, так что или все выплывём, или утонем скопом. А потому «прошу вашей поддержки».
Ярославскими обманутыми «товарищами», несмотря на все заверения Игнашева, с очень надёжной оказией недавно было отправлено письмо в адрес начальника Следственного комитета при МВД России генерал-лейтенанта А. В. Аничина. Вот что прочитал высокопоставленный чиновник в послании: «В настоящее время вологодское и череповецкое уголовные дела соединены в одно производство и расследуются СУ при УВД Вологды. Вместе с тем ярославское уголовное дело, возбуждённое по аналогичному факту, остаётся по сей день в стороне, хотя совершенно очевидно, что хищение денежных средств вологодских, череповецких и ярославских вкладчиков является единым преступлением, совершённым одним лицом… В связи с этим убедительно просим решить вопрос о соединении дел в одно производство». Ярославцев понять можно, ведь если оказаться в хвосте очереди ожидающих возмещения убытков, всем может и не достаться…
Позиция директора компании Игнашева, сидящего, оказывается, в одной лодке с потерпевшими и мечтающего ради обобранных вчистую тысяч вкладчиков выйти на улицу и в поте лица трудиться во благо своих «товарищей», честно говоря, несколько настораживает. Именно под давлением вкладчиков глава МММ Мавроди был выпущен на свободу, а затем на волне их поддержки просочился в Госдуму. Получив вожделённую неприкосновенность, гигант математической мысли послал вкладчиков на три известные буквы… И это были не МММ…
Дело чести тех, кто ведёт дела по подозрению в мошенничестве, довести их до логического конца. Ведь обычно организации, подобные товариществу «Север-Синтез», совершенно открыто и широко рекламируют свою деятельность. Так же как, например, рекламируют свою деятельность банки. И потенциальный вкладчик может отнести свои деньги что в одно, что в другое место. Но, если лопнет банк, государство компенсирует клиенту потерянный вклад. А «товарищу» при этом компенсация не положена. А почему, собственно? Ведь потерявшие деньги вкладчики «Север-Синтеза» не в Гватемале какой-нибудь живут? Почему им только и остаётся, что читать умильные, со слезой послания из тюрьмы от человека, по вине которого они потеряли последнее, и ставящего обобранным какие-то условия…
Будет ли конец этому кошмару?..