Неделю назад премьер-министр Владимир Путин сообщил о решении правительства продлить программу утилизации старых автомобилей ещё на полгода. Среди владельцев ржавой машиномассы это вызвало необычайное оживление – ведь уже через месяц после начала программы представители главного её участника – «АвтоВАЗа» были вынуждены констатировать, что на всех желающих автомобилей не хватит, и приостановить запись.
– На следующий день после заявления премьера по телевидению телефоны нашего автосалона буквально разрывались, люди требовали, чтобы мы включили их в программу, – говорит Евгений Протасов, заместитель директора ОАО «Ярладасервис» по торговле и развитию дилерской сети. – Но, к сожалению, до сих пор никакой официальной информации о продлении программы у нас нет. Пока срок окончания программы по-прежнему ноябрь 2010 года, а до этой даты у нас всё расписано.
Более того, как рассказали в ярославском представительстве «АвтоВАЗа», Минпромторг снизил лимит выдачи сертификатов на утилизацию. Если раньше на одну проданную машину выделялись три сертификата, то буквально неделю назад это соотношение стало один к двум.
На сайте Минпромторга вывешена информация о том, что на данный момент на всю Россию в наличии осталось всего 1860 сертификатов.
Между тем только в одном ярославском автосалоне «Ярладасервиса» на конец марта было собрано 1876 заявок, а на конец апреля добавилась ещё 1000. На сегодняшний день выдано более 400 машин, ещё 550 человек записаны на сдачу своих автомобилей, то есть они гарантированно получат новую машину. Остальные пока томятся в очереди.
– Мы принимаем автомобиль на утилизацию, только когда под него уже изготовлена конкретная машина, – объясняет представитель «АвтоВАЗа» Марат Иваев. – По договору срок получения новой машины после выдачи на руки сертификата – 150 дней, но мы, как можем, стараемся сократить этот срок, понимая, что сейчас дачный сезон и людям необходимо средство передвижения.
По словам Марата Иваева, программа утилизации заставила «АвтоВАЗ» пересмотреть свою производственную политику. К зиме 2010 года конвейер, выпускавший «классику», был демонтирован, поскольку спроса на заднеприводные авто практически не было. А вот участники программы утилизации – люди в основном пожилые – снова подняли спрос на эти машины. Уже через две недели после запуска программы был скуплен весь запас «Жигулей» пятой модели, влёт шли «семёрки».
– В итоге в срочном порядке пришлось устанавливать главный конвейер по выпуску «классики», сейчас уже этот конвейер запущен. На нём работают две нитки – первая выпускает «пятёрки» и «семёрки», вторая – «Калины» и «Приоры», – рассказывает Марат Иваев.
По словам дилеров «АвтоВАЗа», пропорции по спросу распределяются так: 60 процентов участников подают заявки на «классику», 40 процентов – на остальные модели, преимущественно это «Калины» и «Приоры». Спрос на «Нивы» практически не удовлетворяется. Эти машины в большом количестве выпускаются по госзаказу для Минобороны, МВД и других ведомств, так что в розничную продажу поступают единицы. Чтобы хоть как-то удовлетворить возросший спрос, руководство «АвтоВАЗа» даже отменило объявленные майские каникулы, конвейер работает в две смены. Автовозы уже не справляются с доставкой машин, поэтому с июня возобновились железнодорожные перевозки. В результате этих мер выдачи в Ярославском автосалоне в июне увеличились с 10 до 15 машин в день.
Что касается цен, то баснословно дешёвых «пятёрок» (99 тысяч рублей с учётом сертификата) уже нет. «Пятёрки» идут по цене 166000 рублей (или 116000 с учётом сертификата), «семёрки» стоят чуть дороже – 176307 (по программе 126307 рублей). «Калина» сейчас продаётся по цене 256350 рублей, «Приора» – 290000. Это в самой простой комплектации и без учёта сертификата.
Подавляющее большинство участников программы составляют жители сельской местности. Именно они оказались самыми верными хранителями автораритетов и в то же время первыми успели подать заявки. Пока городские автолюбители раскачивались, запись уже закончилась. Помимо сертификатов селян привлекла возможность использовать при покупке нового авто президентскую программу кредитования, по которой проценты меньше обычных банковских ставок, а также то, что первый взнос можно внести сертификатом.
И всё же, как считают сотрудники автосалона, работать по программе не так-то просто. Приходится выслушивать много жалоб. В первую очередь от тех, кто в программу не попал, потому что не успел, а также от тех, кому отказали по другим причинам. Например, машина не стояла на учёте в ГИБДД, либо битая после ДТП, либо не в полной комплектации.
– Многие считают, что раз машина всё равно идёт на утилизацию, то с неё перед сдачей надо снять всё, что можно, вот и привозят автомобили без запасок, аккумуляторов, зеркал, – сетует Евгений Протасов. – Такие машины мы не имеем права принимать, так как по правилам автомобиль должен быть в полной комплектации, как на техосмотре. При разборке с машины должны сниматься все детали, поэтому сильно повреждённые в ДТП автомобили мы также не принимаем.
Также в программе чётко прописано, что в утиль принимаются автомобили всех марок, в том числе и импортные, но только легковые группы В весом до 3,5 тонны. Однако предприимчивые граждане чего только не пытаются сдать! Рекорд, по словам сотрудников «Ярладасервиса», – бензозаправщик ЗИЛ с бензоцистерной, который пытались выдать за легковой автомобиль!
По словам Евгения Протасова, владеющего ситуацией в соседних регионах, картина по продажам, очереди и спросу везде похожая. Что же касается выплат Минпромторга, то они уже начались. Как пояснили дилеры, пока свои обязательства министерство выполняет. Теперь осталось дождаться официальных документов о продлении программы и обещанных дополнительных 10 миллиардов рублей на её реализацию, чтобы выполнить обязательства перед всеми участниками.