Рабочие – двое молодых парней, торопливо шинковали стволы и пытались как можно быстрее закрыть прорехи в заборе, огородив «делянку» от взоров жителей близлежащих домов. Они старались не обращать внимания на ожесточённую ругань трёх пожилых женщин, поливавших бранью ни в чём не повинных пролетариев наёмного труда.
Собственно говоря, ничего здесь не изменилось с тех пор, как история возведения торгового центра перед окнами жилых домов стала достоянием широкой общественности. Некое ООО «Талисман» получило разрешение на строительство двухэтажного здания на зелёном пятачке перед домом.
Этот торговый центр намереваются возводить напротив через дорогу аналогичного заведения – ТЦ «Брагинский». Сей факт вызывает недоумение: на улице Урицкого и без того немало торговых точек и магазинов. Напротив, как мы уже сказали, «Брагинский», через дорогу левее – продуктовый магазин «Добрый». Выше по улице, по пути к кинотеатру «Октябрь», – магазин «Магнит» и супермаркет «Компас». Напротив супермаркета – рынок. На Ленинградском проспекте, в двух шагах ходьбы: махина «Космоса» и электронный «Каскад». Куда уж больше?
Кроме того, новое здание абсолютно закроет обзор жителям дома. Естественно, как избушка сказочной Бабы-Яги, оно повернётся к улице передом, а к жильцам задом. Со всеми вытекающими последствиями: служебными подъездами для грузовых автомобилей и обязательной площадкой для мусора.
Людям непонятно, из каких соображений строятся новые магазины на ярославских улицах, буквально расталкивая локтями конкурентов по бизнесу. И это в то время, как в треугольнике улиц Урицкого, Блюхера и Пионерской остаётся нетронутым огромный пустырь...
Однако нужно учитывать, что непонятно это с точки зрения простого обывателя. По предпринимательским меркам всё как раз логично: кому нужен пустырь, рядом с которым нет даже нормальной проезжей части и час по чайной ложке скрипит трамвай «шестой» номер? Покупательная способность населения здесь будет явно ниже.
Естественно, если на улице Блюхера сделать нормальную дорогу, то она сразу же перестанет быть той тихой тупиковой улочкой вдоль огромного кочкастого поля, коей является уже лет тридцать пять. И жителям целого квартала, прячущегося на её задворках, не надо будет бегать в магазины через пустыри. Но... Дорогу возвести, это, как показывает практика реконструкции, не магазин построить. Вызывает недоумение и так называемая точечная застройка во дворах жилых кварталов, в то время как в запасе остаются пустыри.
Впрочем, можно просто возмущаться, а можно получить официальный ответ. За ним я отправился к депутату муниципалитета Ярославля, члену постоянной комиссии по вопросам экономики, муниципальной собственности и развитию города Андрею Лихачёву. Именно на его избирательном участке и начал «Талисман» возводить свой торговый центр.
Естественно, первый вопрос: отреагировал ли депутат на обращения своих избирателей?
– Конечно. Мы с жителями близлежащих домов подготовили официальный запрос в прокуратуру Дзержинского района с просьбой проверить законность этого проекта. Пришёл ответ: всё сделано согласно закону, – ответил Андрей Лихачёв.
Андрей Вячеславович разворачивает передо мной план застройки.
– Вот видите, все нормы и правила соблюдены. Здание будет возведено на расстоянии не менее 50 метров от жилого дома, как и полагается по закону. Всё, что нужно сделать согласно санитарным нормам, ООО «Талисман» выполнило, – говорит он. – Кроме того, мы направили в суд соответствующий иск. Суд его не принял по аналогичной причине. Сейчас другое время: бизнесмены уже не готовят проекты «тяп-ляп». Они понимают, какие крупные санкции могут быть к ним применены.
– То есть закон на стороне этих застройщиков, – уточнил я. – А как же люди? Их закон не защищает?
– Вот тут складывается очень интересная ситуация, – улыбнулся депутат. – Согласно пункту 24 Правил землепользования, разработанных мэрией города и утверждённых муниципалитетом, такая точечная застройка должна начинаться только после проведения обсуждения местными жителями. Здесь мы ссылались на соответствующую статью федерального Градостроительного кодекса. То есть перед тем, как начать разрабатывать проект, предприниматель был обязан организовать собрание жителей и сделать опрос: хотят ли здесь люди какой-нибудь объект или нет. А если хотят, то что именно: аптеку, дискотеку или магазин. Всё это документируется и прикладывается к заявке на получение участка под застройку.
– Выходит, опрос жителей не проводился? Как же прокуратура это пропустила!
– Судя по всему, проводился, – ответил Лихачёв. – Но тут начинается самое интересное: в Градостроительном кодексе не указано, среди каких местных жителей нужно проводить такой опрос. Можно спросить проживающих в окрестных домах, а можно и тех, кто обитает, скажем, на «пятёрке». Ответ жителей с «пятёрки» очевиден: им всё равно, что будет строиться где-то в Брагине.
Получалась «дыра» в законодательстве. По словам Лихачёва, мэр мог наложить вето на строительство этого участка. Более того, могла вмешаться прокуратура. Однако в данном случае они этого делать не стали: согласно федеральному закону, проектировщики ничего не нарушали. Единственное, что могли сделать депутаты муниципалитета, это подготовить законодательную инициативу в федеральные органы власти с просьбой внести поправку в пункт Градостроительного кодекса. Как говорится, с прицелом на будущее...
Однако, по словам Андрея Лихачёва (на снимке слева), с сентября 2009 года ситуация изменилась – был принят генеральный план по развитию города. Было введено понятие «согласование границ смежных участков». То есть публичные слушания, обсуждения среди жителей должны проводиться как раз среди местных обитателей домов, а не «варягов» с других районов. По иронии судьбы проект застройки на Урицкого был утверждён за... месяц до принятия генплана.
– На самом деле ситуация с такой точечной застройкой внутри жилых кварталов довольно серьёзная, – продолжил Андрей Вячеславович. – После возведения этого здания его хозяева вправе его перепрофилировать. Например, сделать там биллиардную или дискотеку. И жителям от этого может быть ещё хуже.
– Но ведь должен же быть общий генеральный план застройки города!
– Он есть, – Лихачёв развернул большой лист ватмана. – Вот видите, весь город разбит на участки различного цвета. Это категории земель. Например, цвет зелёный – это парковая зона, здесь вообще ничего нельзя строить. Вот культурный слой, это центр Ярославля, – здесь тоже. А вот здесь, в других районах города, возможна точечная застройка. И вот тут нужно наводить порядок. В частности, во дворе того же дома в котловане ржавеет кран – тоже последствия точечной застройки.
С категориями земель стало более или менее понятно. Однако они не снимают остроту проблемы. В том числе и по стратегии застройки города. Об этом я тоже спросил депутата Лихачёва.
– Конечно, тут есть вопросы, – ответил он. – Стратегия развития города также существует, однако она слишком общая. В ней нет конкретных цифр: сколько магазинов и развлекательных центров должно быть с учётом общего количества населения. Какая высотность, архитектура какого типа. Приплюсуем школы и детские сады... Всего этого пока нет, над этим нужно работать. Что же касается ситуации на Урицкого, то по новому градостроительному плану все подобные участки входят в парковые зоны и не подлежат застройке.
Иными словами, отныне зелёные лужайки и газоны, ограждающие дома от дорог, трогать не станут. Более того, в эту категорию внесено большинство рощ и лесопарковых зон, которых немало, например, в том же Брагине. Даже если речь идёт о запущенных и довольно больших лесных массивах. И хотя это не всем нравится, логику городских властей понять можно: сейчас это роща для «дикого» выгула собак и «уединения» местных алкашей, однако когда появятся деньги, то здесь можно разбить приличный парк.
В беседе с депутатом муниципалитета, отвечающего в качестве члена постоянной комиссии за развитие города, я не мог не коснуться темы благоустройства дворов. Не секрет, что многолетний план благоустройства в этом году был секвестирован со ста миллионов до восьмидесяти. Это было связано как с дефицитом городского бюджета, так и с тем, что разница в двадцать миллионов ушла на погашение прежнего долга подрядным организациям. В своё время немало шума наделало и высказывание мэра Ярославля Виктора Волончунаса о том, что эту программу нужно сворачивать, не дожидаясь её окончания...
– На самом деле Виктор Владимирович имел в виду совершенно другое, – заметил Андрей Лихачёв. – Это было сказано в контексте, что лучше пусть будет никак, чем так, как это делается сейчас.
– А сейчас в спальных районах что-то делается? – спросил я. – Кроме детских городков, особого благоустройства не видно. Ну, бывает, точечно асфальт положат. Что касается клумб, ограждений, то это устраивают сами жители. У кого возможность и сознательность имеются. Не так давно губернатор Сергей Вахруков предложил за счёт муниципалитета обеспечить людей инструментом и землёй, чтобы они сами могли облагородить свои дворы...
– Этим и мы, депутаты, занимаемся! За свой счёт асфальтируем и благоустраиваем. Не так давно я вышел с предложением увеличить финансирование новой программы с 2012 года со ста до трёхсот миллионов рублей. Не беспокойтесь, деньги найдутся. При этом в неё нужно включить благоустройство не только дворов, но и скверов, школьных территорий. В тех же скверах необходимо создать посты охраны, чтобы вандалы не имели возможности разрушать то, что сделано руками других людей.
Сейчас очень модно в скверах устанавливать всевозможные небольшие памятники, архитектурные композиции, – продолжил Андрей Вячеславович. – Их можно видеть и в центре города Ярославля. А чем спальные районы хуже? Например, я в своё время предлагал установить в сквере напротив кинотеатра «Октябрь» такую композицию. Кроме того, необходимо сквер облагородить: устроить клумбы с цветами, установить скамейки. Там постоянно гуляют молодые мамы с детьми. Причём композиции, памятники нужно делать на основе предложений и эскизов самих жителей. Это обойдётся гораздо дешевле, чем привлекать маститых художников. Да и не станет резать глаз: люди сами разберутся в том, что хотят видеть. Не так давно выдвинул теорию о Ярославле как территории комфортного проживания. Я рад, что эта идея воспринята сейчас на всех уровнях областной и городской власти. Однако хочу сделать акцент: перед тем, как начать разрабатывать новую программу благоустройства, необходимо провести полный аудит выполнения её предшественницы. Нужно разобраться, кто, как и за сколько делал...
По словам Лихачёва, сейчас нет единой технологии благоустройства дворов. Одна фирма асфальтирует дороги с отсыпкой гравия, но без бордюров. Другая – с гравием и бордюрами. Третья – без бордюров и без гравия...
– Я лично стою за дорогой вариант, – сказал Андрей Вячеславович. – Надо делать как следует: с бордюрами, отсыпкой, хорошими ограждениями и клумбами. Для того чтобы потом, лет через пять-десять, не возвращаться в этот двор с дорожной техникой, а делать там только косметический ремонт. Конечно, куда проще заасфальтировать дорожки, закатать ямки перед очередными выборами и сказать избирателям: «Смотрите, какой я хороший – ваш наказ выполнил!». Но если мы хотим жить и работать в нашем городе, такие подходы нужно прекращать.