Законодательные изменения стали востребованы. Однако их оказалось недостаточно для налаживания системы государственной помощи молодым в решении жилищных проблем. На примере семьи Фахрулиных можно увидеть, каким образом сегодня приходится бороться за право улучшить свои жилищные условия.
– Чтобы другие молодые семьи могли последовать вашему примеру, расскажите, с чего вы начали свои действия?
Денис: Ну, для начала нужно пожениться! Потому что помощь государство оказывает только семьям. Но не всем, а тем, кто удовлетворяет определённым критериям. Во-первых, семья должна быть молодая. По закону молодой считается семья, в которой возраст супругов не более 35 лет. Во-вторых, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. То есть, например, в Ярославле на человека должно быть меньше 12 квадратных метров. Ну и третье, самое сложное, у семьи должны быть средства для оплаты части жилья. Это три основных условия попадания в областную программу по поддержке молодых семей в приобретении или строительстве жилья.
– Что вы делали после того, как стали участниками программы?
Ольга: Стояли в очереди, ждали. Желающих оказалось немало. Да ещё из-за кризиса очередь двигается очень медленно: семьи, стоявшие в очереди прошлого года, переходят в очередь следующего года, тем самым оттесняя других. Перед нами около трёхсот семей. Мы сильно переживаем, потому что Денису в следующем году будет 36 лет, а это означает, что мы автоматически выпадаем из программы.
– Получается, вероятность, что вы успеете получить государственную поддержку, невелика.
Денис: Да. Поэтому мы очень обрадовались, когда узнали про новый закон, который позволяет нам получить землю для строительства дома. Раньше я о собственном доме серьёзно не думал, но вот Оля давно мечтала.
Ольга: Главное в этом законе то, что нам не надо выкупать землю через аукцион. Ну какой из молодой семьи борец на торгах?! Нам такие суммы не осилить. А бесплатное предоставление участка – это реальная помощь и стимул для строительства своего дома.
– Куда вы обратились, чтобы воспользоваться своим правом получить землю в собственность?
Денис: Мы написали заявление в мэрию г. Ярославля, а точнее в управление земельных ресурсов. Однако там нам отказали, сославшись на то, что нет в области программы, которая регулирует индивидуальное жилищное строительство.
Ольга: Я до сих пор не понимаю, как такое может быть: областная программа по поддержке молодых семей в приобретении или строительстве жилья, право участвовать в которой мы доказали целой кипой бумаг, не является основанием для получения участка! Хотя в законе чётко прописано: главное – быть участником областной программы. Я знаю, что мы правы. Поэтому я настояла на том, чтобы идти в суд. Надеюсь, там мы сможем защитить свои права. Я уже слышала, что подобные дела выигрывались.
– По вашему мнению, чего не хватает в этой системе государственной помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, как избежать судебных разбирательств?
Денис: Не хватает согласованности между всеми структурами власти и единого подхода. Нам постоянно приходится бороться и доказывать, что мы имеем право на помощь. Порой доходит до абсурда. Нам сказали, что если мы получим землю под строительство, то сразу же выпадем из областной программы. Хотя сама программа предусматривает помощь не только в покупке, но и в строительстве жилья. А жильё ведь на земле строится. Где здесь логика? Нам могут выделить земельный участок под строительство, но ведь земля – это ведь ещё не дом. Его на что-то надо строить.
Нам отовсюду говорят, что российское правительство поддерживает малоэтажное строительство, из телевизоров показывают новые посёлки. А у нас почему-то не считают нужным поддерживать человека, который не просто покупает квартиру на вторичном рынке, а самостоятельно строит новый дом.
Ольга: А на мой взгляд, было бы проще, если бы такие молодые семьи, как мы, объединялись и вместе получали землю, вместе строили бы небольшой посёлок. Я не представляю, как бы я одна без Дениса собирала все эти бумаги, отстаивала свои права. А вот если бы нас было несколько семей, то и дешевле было бы и вместе быстрей правды добились. Ведь всегда лучше, когда не один борешься.
МНЕНИЕ
Павел Смирнов, председатель комиссии по аграрной политике, экологии и природопользованию, член фракции «Единая Россия» Ярославской областной Думы.
К сожалению, сегодня в области ещё не заработала должным образом помощь молодым семьям в улучшении их жилищных условий в виде безвозмездного предоставления земельных участков под жилищное строительство. Это связано с тем, что законодательные изменения не были в оперативном порядке поддержаны соответствующими программами органов исполнительной власти. Получилось так, что правила были приняты, а порядок их применения, который требует детальной проработки вопроса, ещё не был разработан. К сожалению, для того, чтобы реализовать свои права, молодые семьи вынуждены обращаться в суд.
Эта ситуация ненормальна. В ряде субъектов России уже налажен эффективный рабочий процесс по этому вопросу. Например, в Томской области молодые семьи наравне с такими социальными категориями, как инвалиды, имеют преимущественное право на получение земельного участка и могут брать его в аренду без аукциона. Построив свой жилой дом, молодая семья оформляет землю в собственность бесплатно. Весь процесс происходит понятно и прозрачно, без судов, в рамках официально установленных процедур: органы местного самоуправления формируют земельные участки за свой счёт, а потом затраченные средства им компенсируются из областного бюджета; ведутся муниципальные реестры получателей земельных участков. Кроме того, законом Томской области установлено, что социальным категориям, обладающим первоочередным правом на получение участка, в год должно предоставляться не менее 10 процентов от общего числа земельных участков. Данная норма позволяет соблюдать социальную справедливость в отношении категорий граждан, требующих особую поддержку со стороны общества.
На мой взгляд, чёткие, понятные процедуры и слаженная работа органов власти позволяют не только решать вопросы в досудебном порядке, но и снимают остроту жилищного вопроса для молодых семей и других социальных категорий граждан.