Русская природа в виде рощ с берёзками заканчивается на дорожной развязке ещё на той стороне Волги. Символы древности – железные древнерусские ладьи с цифрой из трёх нулей – на самом мосту. Дальше тебя встретит огромный, как Пентагон, оптовый склад без окон, без дверей, похожий на китайскую фабрику по производству ракет в американском дешёвом боевике. Это новый торгово-развлекательный центр «Рио», добро пожаловать в древний русский Ярославль.
Самое любопытное, что сей гигантский «спичечный коробок» – не единственное здание, принадлежащее этой фирме. На другом въезде в город, более парадном – с юга, с Москвы, гостей нашего города встречает совершенно другой торговый центр «Рио» – почти бразильский: весёлый, весь в синих зеркальных окнах и башенках.
Судя по всему, у заказчиков этих проектов налицо географический «шовинизм»: они любят гостей с юга, но недолюбливают – с севера. (В том числе и из Северного жилого района – это одно из названий Брагина). Видимо, они считают, что вологжане и архангелогородцы не достойны большего, как посещения угрюмого здания а-ля «оптовый склад», где они смогут чего-то прикупить и где сразу же по этому поводу начнут развлекаться.
И в этом нового ничего нет. Именно так выглядели на американском Диком Западе фактории, где представители торговых фирм меняли индейцам виски и порох на собольи шкурки.
Собственно говоря, принцип возведения торгово-развлекательных центров в Ярославле – это теорема, которую не решит даже математик Григорий Перельман. Куда там гипотезе Пуанкаре, она хотя бы поддаётся математическому исчислению. Объяснить, почему скоро на каждого ярославца и гостя города станет по такой «коробке», – за гранью математики. По крайней мере, законы конъюнктуры и рынка здесь не работают. В дело вступают более тонкие сферы...
Замысел самих застройщиков прост: возвести многоэтажную домину с минимальными затратами площадью в несколько квадратных километров, разбить её на секции и сдать их в аренду торговцам. Потом сидеть и стричь дивиденды. Через некоторое время оправдать кредит, а через пять лет после открытия сделать заявку и приватизировать землю под этим самым центром.
Расчёт городских чиновников также лежит на поверхности: денег в бюджете не хватает, всю более-менее приличную муниципальную собственность уже приватизировали, что осталось? Правильно, земля.
Похоже, её сдают в аренду под застройку, особо не интересуясь, что там вырастет и насколько это нужно ярославцам. Маркетинг как баланс спроса и предложения в этом процессе явно чуждое слово. В противном случае разве выросли бы в том же Дзержинском районе на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Бабича торговый центр напротив «Альтаира» и ещё несколько крупных магазинов? Центр открылся и закрылся. По причине низкого покупательского спроса. Ну ладно, не всем российским бизнесменам знакомы такие предметы, как экономика и финансы, но муниципальные чиновники? Или они в том районе не живут?
Любопытно, что торговый центр «Альтаир» возник на базе как раз корпусов недостроенного лампового завода. И при всех недостатках вписался в архитектуру района. Во что впишется «юбилейный» «Рио»? Хотя в случае нерентабельности там впоследствии вполне можно будет организовать швейную фабрику для иммигрантов – площади позволяют.
Существует ли вообще внятная концепция застройки города, не сможет объяснить и главный архитектор Ярославля. По причине отсутствия оного. Судя по всему, застройка города происходит по принципу «Хватай мешки – вокзал отходит!». В противном случае мы бы не наблюдали серые коробки недостроя на Московском проспекте, на площади Труда, на Угличской улице. Деньги были – деньги кончились. Кто виноват? Кризис. На него, как на войну, можно списать всё. В том числе и убогую архитектуру.
Мы долго и не без наслаждения критиковали советский принцип массовой застройки в новых жилых микрорайонах. Пресловутые панельные «хрущобы» и «брежневки». Что-то изменилось? Да, в жилищном строительстве сейчас стали подходить к этому вопросу более вдумчиво. По крайней мере, современные многоквартирные жилые дома не оскорбляют взгляд. Теперь настала очередь торговой сферы.
Любопытное наблюдение: как только какая-нибудь сеть покупает бывший гастроном, она первым делом полностью убирает у него все витрины, окна, превращая его в дот, в факторию в индейской резервации – долговременную огневую точку, где можно в случае чего отсидеться. И жители так называемых спальных районов начинают жить как в укрепрайоне, где стекло только у самых богатых и сильных.
А ведь бытие определяет сознание. Живя и вырастая среди такой архитектуры, человек приобретает соответствующее мироощущение. А потом мы спрашиваем: откуда у нас берутся воинственные «индейцы»? Да с этих улиц!