Полез человек по семейным надобностям на чердак и с треском и грохотом провалился в собственную квартиру. Не на шутку напугал своих домашних сапогом, торчащим из дыры в потолке. Этот «стоп-кадр» – не с экрана, тут сама она, как есть, правда жизни.
Дело было не так давно в шлакоблочной двухэтажке по адресу: Ярославль, улица Автозаводская, 19 (на снимке). Что жить здесь больше нельзя, эксперты межведомственной комиссии официально признали то ли в 2002 году, то ли ещё двумя годами раньше. Тогда же мэр подписал постановление о том, что дом подлежит сносу. Построенный в начале 30-х годов под рабочее общежитие моторного завода, он одним из первых был включён в списки на расселение.
Но вовсе и не надо быть экспертом, достаточно хотя бы раз своими глазами увидеть те сквозные дыры в перемоченных потолках, подпорки под стропилами, чтобы стало ясно: поскорее распрощаться с этими мрачными хоромами – и первейшая забота, и дело чести всего города. Со времён сдачи рабочего общежития в этих стенах сменилось как минимум три поколения жильцов. Из старожилов, говорят, осталась одна закалённая в горестях и невзгодах баба Шура – ей за девяносто.
Нынешние квартиросъёмщики по возрасту или по родству – внуки или правнуки первых новосёлов. 33 семьи, диапазон профессий – от охранников, строителей, шофёров до юриста. Много молодёжи, только за последний год в новых семьях здесь появились на свет восемь младенцев, песочница во дворе не пустует с утра до вечера.
После нашего предварительного знакомства с обстановкой староста дома Лариса Искакова, уходя на работу, общение с журналистами поручила двум молодым мамам Дарье и Анастасии. И они без лишних слов за каких-нибудь полчаса убедили нас: притом, что плату за коммунальные услуги, в том числе, конечно, и по статье «содержание и ремонт жилья», все аккуратно вносят, дом брошен на произвол судьбы. Что в квартирах, на кухнях и в санузлах залатано, починено, заменено – почти всё сделано жильцами за свой счёт и собственными руками.
Их многолетние ожидания – длинный остросюжетный сериал, круговерть с пятью (!) судами, выигранными у мэрии. На сторону истцов встал прокурор Ленинского района. Ответчики попросили отсрочки – суд признал её незаконной. Предлагали истцам компромиссный вариант – с переселением в общежитие так называемого «маневренного фонда». Те хорошенько подумали и в ловушку с туманными видами на будущее не попались.
Незаконными признал суд и попытки ответчиков переложить всю вину на инвесторов городской программы по развитию застроенных территорий. Из 32 договоров, заключённых с инвесторами, в силе остаются девять. И только по четырём из них ведётся расселение. Так – по данным сайта мэрии.
Жильцы имели случай пообщаться с одним из инвесторов лицом к лицу. Тому ничего не стоило убедить своих собеседников, что особых надежд возлагать на него не следует, ибо «дефицита стройплощадок у него нет». Один знакомый чиновник из мэрии выдал старосте дома по такому поводу лихую остроту: найдёте, мол, другого инвестора, куплю вам в награду машину.
Вообще-то не стоит всякий раз видеть в любом специалисте, отвечающем за расселение ветхого и аварийного жилья, какого-то жестокосердного чинушу. Проблема-то из давних времён, запущенная донельзя, головная боль целой страны. Эти люди стоически несут свой крест. Сколько сил, нервов, времени требует от них расселение, не говоря уж о самих переселенцах, видно хотя бы на примере большой семьи Вавиловых-Павловых, старожилов теперь уже расселённой коммуналки по Кооперативной, 12б, где тоже не обошлось без затяжной судебной тяжбы («Прощай, коммуналка навсегда», в номере «Северного края» за 28 февраля прошлого года).
Но ведь факт остаётся фактом: больше, чем на 80 тысяч квадратных метров сократились в Ярославле за время действия целевой программы площади, для нормальной жизни не пригодные. При дефиците собственного бюджета город по-хозяйски распорядился большими миллионами из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. 148 миллионов рублей из этого фонда плюс около 50 из городского бюджета – вот ожидания юбилейного года.
Так и живут эти люди, надеждами на лучшее – на Автозаводской, 19, и в других, ещё не расселённых коммуналках, в том числе и самых многолюдных, что у всех на виду – например, в печально знаменитом «батуме» на улице Республиканской. Его дорогостоящее расселение, как предположил владеющий темой ярославский экономист и социолог Александр Прохоров, «вряд ли осилить без участия инвесторов».
Однажды, чтобы яснее стало ответственным лицам, в каких условиях приходится дожидаться светлого будущего, квартиросъёмщики с Автозаводской принесли в суд фотографии с крупными планами тех коммунальных красот.
– Мало ли где такое вы могли видеть, – не поверил своим глазам один из кураторов целевой программы. А получив приглашение в гости, отвечал с чувством полной собственной правоты – получилось у него нечто в духе героев прозы Михаила Зощенко:
– Ходить по домам не уполномочен.
Жаль, если так. На одном из недавних заседаний правительства, обращаясь к чиновникам и правоохранительным органам, премьер-министр во всеуслышание критиковал формалистику, каковой чуть ли не повсеместно обросла практика расселения ветхого и аварийного жилья. На Автозаводской, 19, телевизор тоже смотрят. Вот и решили жильцы послать письмо о своём житье-бытье на сайт Владимира Путина.