В тот день решением губернатора региона Сергея Вахрукова был введён режим чрезвычайной ситуации в отдельно взятом населённом пункте – рабочем посёлке Бурмакино Некрасовского района. О совещании, посвящённом разрешению ситуации с путаницей по передаче коммунального хозяйства, «Северный край» писал в материале «Как разрубить бурмакинский узел» в номере за 2 июня. Не будем повторяться, рассказывая о перипетиях, связанных с реформированием отдельно взятой воинской части в отдельно взятом посёлке, и как всё это сказалось на жизни её служащих и его обитателей. Поговорим о тенденциях...
О ситуации в Бурмакине губернатор области регулярно информировал министра обороны Анатолия Сердюкова, инициировал рабочие совещания по этой проблеме, писал письма. Всё, по сути, оказалось втуне. Процесс оформления актов приёма-передачи имущества, подписания договоров со сбытовыми организациями и конкретных решений о выделении средств на проведение отопительного сезона 2009 – 2010 годов, а теперь уже и 2010 – 2011 годов, не ускорялся. На рабочие совещания по этому вопросу приезжали ничего не решающие представители Министерства обороны, задачей которых был просто «сбор информации для доклада». Видимо, они докладывали «кому надо», и на этом всё заканчивалось.
Обычно власть не афиширует свои трения с другими структурами, предпочитая решать вопросы за закрытыми дверями. Но, видимо, гиря дошла до полу: тему Бурмакина глава региона открыто поднимал во время посещения Ярославля председателем Счётной палаты РФ Сергеем Степашиным, на заседаниях областной Думы и регионального правительства в присутствии приглашённых и прессы. Кроме того, были доклады заместителю председателя Правительства РФ Сергею Иванову.
Неизвестно, кто конкретно в «высоких сферах» посоветовал правительству области ввести режим чрезвычайной ситуации в посёлке, но сам этот факт знаменателен: его спровоцировала невозможность докричаться до руководства одного из самых могущественных ведомств. ЧС как рабочий способ диалога – это что-то новенькое...
Совет оказался дельным, ЧС позволила использовать резервный фонд губернатора для решения коммунальных проблем посёлка, не нарушая российского законодательства. Кроме того, поставила ситуацию под контроль на правительственном уровне Федерации. Однако ЧС в посёлке, похоже, не произвела на Министерство обороны особого впечатления. Военные показали, что их никакой чрезвычайкой не напугаешь: на последнее совещание вновь приехали только заместитель начальника КЭУ «Оборонсервис» и руководитель структурного подразделения этой компании – генеральный директор ОАО «Ремвооружение». То есть должностные лица, не имеющие прав принимать решения на месте.
Реакция местных властей оказалась вполне предсказуемой.
– Мы ставим вопрос о сохранении режима готовности чрезвычайной ситуации, – сказал глава Некрасовского муниципального района Николай Золотников. – Да, мы устранили признаки аварийности, но никто не даст гарантию, что это не повторится.
Во время устранения недавних неполадок в работе принимали участие не только два сантехника воинской части, но и работники МЧС, техника и специалисты Ярославского зенитного ракетного училища и местные жители. Своими силами Бурмакино бы не справилось.
Буквально на днях состоялся аукцион по распределению государственного заказа. Ответственное за финансовое обеспечение воинской части в Бурмакине вновь образованное ОАО «6-й Арсенал» его выиграло и теперь может быть спокойно за своё существование на... год. До следующего аукциона. По крайней мере эти средства пойдут на заработную плату работников воинской части, будет погашена задолженность по зарплате. В том числе и для сокращённых.
Правда, сама такая схема вызывает определённые сомнения: эти деньги выделяются как оплата за будущую работу, а не за прошлую.
– Из трёх рублей шесть никак не сделаешь! – удивлённо развёл руками Сергей Алексеевич.
Однако представители военного ведомства пообещали, что у них это получится. Подвиг на финансовой ниве, видимо, будут совершать... Порой такие «подвиги» заканчиваются отсутствием средств на счетах раньше предусмотренного срока. А следовательно – новыми долгами.
Впрочем, деньги предназначены не на оплату топлива и ремонта коммунальной системы посёлка, переданной Ярославской КЭЧ. Неясно, когда в КЭЧ средства появятся. Эта организация не имеет права кредитоваться в банковской сфере, а темпы выделения денег структурами Минобороны известны, поэтому спасительный зонтик из резервного фонда губернатора, скорее всего, сможет пригодиться. Недаром Золотников просил не отменять режим ЧС...
На совещании прозвучала информация: на подготовку к проведению нового отопительного сезона в области в ярославском бюджете выделено 40 миллионов рублей. В то же время, по оценкам специалистов, только ремонт бурмакинской «коммуналки» потребует 30 миллионов. Вся Ярославская область с более чем миллионным населением и – две с половиной тысячи человек бурмакинцев...
– Мы закладываем содержание в тарифы, – заметил губернатор. – А вы каким образом собираетесь изыскивать эти деньги?
Конечно, можно понять желание реформаторов из Министерства обороны войти в рынок. Сейчас, когда большинство компаний стало акционерными, а борьба с хищением государственных денег – всеохватывающей, военные должны воевать за свои государственные заказы на аукционах. Для этого все организации по снабжению войск срочно становятся акционерными. Но делается это по наполеоновскому принципу: «Главное – ввязаться в драку, а там видно будет». В итоге сей принцип привёл его основателя на остров Святой Елены...
– Скажите, почему ваш аукцион проходит раз в год, да ещё его результаты становятся известны через шесть месяцев с его начала? – спросил Вахруков. – Всё равно же в нём участвует только одна организация: других с таким профилем в стране просто нет. Люди по полгода сидят в подвешенном состоянии, копят долги! А ведь это воинская часть, арсенал!
Режим ЧС, судя по всему, скоро будет относиться не только к делам хозяйственным. Большую озабоченность губернатор высказал вопросами безопасности арсенала.
– Сочетание задолженности по заработной плате и бытовой неустроенности может привести к нежелательным последствиям, – считает Сергей Вахруков. – Уже сейчас в квартирах области начинают находить снаряды. Не старые какие-нибудь, времён гражданской войны, а вполне современные. Я далёк от мысли проводить какие-либо параллели, но они напрашиваются сами собой.
В ходе дискуссии выяснилось, что государственная программа по улучшению системы безопасности арсенала с неплохим финансированием годом раньше была свёрнута, так, по большому счёту, и не начавшись.
К главным итогам прошедшей встречи можно отнести следующие: финансовые дыры по проведению нового отопительного сезона в Бурмакине, скорее всего, будут затыкать из резервного фонда губернатора, то есть областного бюджета. (От компенсации затрат гости из Москвы не отказываются, но их статус решать такие проблемы не позволяет.) Долги по зарплате обещают погасить до конца июня, а также ввести новые должности в арсенале. Это позволит хоть как-то снизить уровень безработицы в посёлке: на 2,5 тысячи населения нетрудоустроенных порядка шестидесяти человек.
Со своей стороны Сергей Вахруков посоветовал местному поселковому руководству активней участвовать в областных и федеральных программах: по ремонту многоквартирных домов, расселению аварийного и ветхого жилья, временного трудоустройства. Ведь теперь жилой фонд будет принадлежать муниципалам, и появляется возможность исправлять ситуацию без оглядки на «больших дядь из Москвы».
Впрочем, региональная власть не намерена делать ещё один подарок Минобороны и согласна принимать дома на баланс только в удовлетворительном состоянии. Представители военных платить за ремонт не отказываются, но пока речь о реальных механизмах платежей не идёт.
Одним словом, ярославские налогоплательщики становятся спонсорами военно-экономических реформ.
Правда, есть хорошая новость: общими усилиями найдено решение проблемы неработающей бани в воинской части. Скоро жители перестанут ездить на автобусах в баню на территорию передвижной механизированной колонны и будут мыться там, где привыкли.
Неизвестно, кто конкретно в «высоких сферах» посоветовал правительству области ввести режим чрезвычайной ситуации в посёлке, но сам этот факт знаменателен: его спровоцировала невозможность докричаться до руководства одного из самых могущественных ведомств. ЧС как рабочий способ диалога – это что-то новенькое...
Представители военного ведомства пообещали, что у них это получится. Подвиг на финансовой ниве, видимо, будут совершать... Порой такие «подвиги» заканчиваются отсутствием средств на счетах раньше предусмотренного срока. А следовательно – новыми долгами.