ЭХ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБУШКА
«Экран» – садоводческое товарищество в черте города. У забора – короб-контейнер, сколоченный из досок, старых дверей и ещё какого-то прикладного материала. Неказистый с виду, но весь мусор в нём, а не разбросан вдоль забора, как это практикуют многие садоводы на окраинах Ярославля. Рядом с коробом – небольшая платформа, куда собирают железо. Отдельно! И это уже достижение. В перспективе тут будут собирать в отдельные мешки стекло и пластик.
В товариществе «Судостроитель-2» рядом с посёлком Судоверфь короб выглядит красивее, он сколочен из нескольких широких досок. И опять та же чистота кругом.
Идея от районной администрации – работа по проблеме отходов велась с 2008 года по поручению главы Александра Китаева, а площадку садоводы оборудуют сами, ни копейки из районного бюджета. Накопится не менее пятидесяти мешков – у товариществ есть договор с коммунальным предприятием: приезжает машина и увозит мешки.
Работа по наведению порядка со сбором и хранением отходов охватила весь район. Здесь 124 садоводческих товарищества. С председателями проведена работа. Они всё верно поняли и, в свою очередь, разъяснили садоводам. Результат налицо: мы побывали в нескольких товариществах и везде увидели эти короба, в которых достаточно аккуратно поставлены мешки с мусором. А вокруг чистота!
Но не только садоводы стали цивилизованно относиться к мусору. Речь идёт о более глобальной проблеме – создании совершенно новой системы сбора, вывоза и утилизации отходов в сельской местности.
КОНТЕЙНЕР – ЭТО БАЛОВСТВО
И всё же контейнеры – промежуточный этап. Это для начала. Потому что Конов считает: контейнеры в сельской местности – это баловство населения. Бросай что хочу и сколько хочу. Одни платят, другие – дачники, отдыхающие – нет. Ссылаются: мы-де тут временно. Отходы в сельской местности действительно «сезонные»: летом их больше за счёт дачников и отдыхающих, зимой – меньше. В районе огромное число мест отдыха с соответствующими последствиями...
Есть и прочие немаловажные обстоятельства. Например, транспорт. Не всякое коммунальное предприятие отважится регулярно отправлять свою спецтехнику разгружать контейнеры по сельским ухабистым дорогам. Сёл и деревень немало, а плотность населения маленькая – попробуй, поезди, пособирай! А в Рыбинском районе есть населённые пункты, удалённые от полигона твёрдых бытовых отходов (ТБО) на пятьдесят – шестьдесят километров! И главное тут, что тарифом высоким не обложишь деревенского жителя, чтобы компенсировать затраты. Никто платить не будет... Это не город, где в квитанцию на квартплату включена строчка «вывоз мусора».
КЛЮЧИК – В «ЛОВУШКЕ»
Основа рыбинской системы – бесконтейнерный сбор отходов. Как к этому шли? Ведь ситуация, в которой пришлось разруливать эту проблему, сложная, или, как обозначил её кандидат биологических наук Владимир Конов, «тупиковая эколого-экономическая ситуация». Есть несанкционированные свалки в глубинке, а средств, чтобы приобрести контейнер и вывозить мусор, в бюджетах сельских поселений не так много.
Конов признаётся:
– Собирать мусор на селе мы не умеем. Поэтому основные организационные и финансовые усилия в работе с ТБО необходимо направить на увеличение эффективности первого этапа – сбора мусора...
Пришлось очень внимательно изучить всю цепочку – сбор и хранение, транспортировку и утилизацию отходов, – чтобы продумать эффективную систему.
Нужно подчеркнуть: первые три звена этой цепи – в зоне ответственности глав сельских поселений, их полномочия по федеральному закону о местном самоуправлении. А организация переработки и утилизации, в том числе захоронения, – полномочия районной власти.
Как совместить, чтобы у населения был стимул рачительнее относиться к бытовым отходам, чтобы это было не накладно для поселенческих и районного бюджетов?
В посёлке Судоверфь на контейнерной площадке мы увидели один из ключиков к решению сложной проблемы. Им оказалась «ловушка» – контейнер-пирамида из реек для пластиковых бутылок (на снимке). Она стояла рядом с обычными железными контейнерами для мусора. И, между прочим, уже заполненная бутылками наполовину! Причём в рядом стоящих контейнерах пластиковых бутылок не было. Народ-то сознательный оказался!
А в другом посёлке – Свингино – мы познакомились с предпринимателем, который взялся изготовить партию «ловушек», но теперь и для стеклянных бутылок. Их также установят в посёлке Судоверфь. И это очень радует. Как бы ни была богата Россия, а больно много добра мы выбрасываем.
МЕШОК-КВИТАНЦИЯ
Пожалуй, самое сложное в реализации любой идеи – добрая воля того, кто её будет реализовывать. А схема, которую придумали в отделе охраны окружающей среды Рыбинской районной администрации, зиждется в общем-то на доброй воле и понимании населения.
Конов подчёркивает:
– Людей нужно убедить, что необходимо соблюдать санитарные правила обращения с отходами, что не только в городских условиях нужно платить за их вывоз и что эта оплата будет справедливой. Схема помимо доброй воли населения основана на экономическом расчёте. Внешне это выглядит следующим образом. Семья приобретает мешок. Но это не просто мешок. Это своеобразная пластиковая квитанция! Это счётчик мусора и счёт за услугу: в цену мешка заложена его стоимость, а также затраты на вывоз на утилизацию. Почему именно счётчик? И где тут экономия для населения? Всё просто: мешки – на стандартный объём в 50 или 100 литров. Все вроде платят одинаково, но отходов поместить при желании можно очень много, если, во-первых, утоптать-спрессовать их; во-вторых, бумагу или дерево сжечь в печке; пищевые отходы отправить в компостную яму. Пластик, стекло и железо собирают по отдельности и вывозятся бесплатно.
Всё это не прожект – уже есть пример подобной работы со сбором и вывозом отходов по графику. И люди уже привыкли – выставляют свой мешок в определённом месте и уходят. В назначенный час приезжает грузовая «Газель», грузчик заносит мешки – всё.
И тут самое время поставить вопрос: а что дальше? Куда увозят-то? Всё так же на полигон? Нет, есть ещё одна идея. То, что нельзя переработать, подлежит захоронению. Остальное – вторсырьё – отправляется на утилизацию. Взять пластик. Его достают из «ловушек», отвозят на склад, где прессовальный агрегат прессует его. Далее это вторсырьё планируют доставлять в Подмосковье, на специальное производство. Но если возить вторсырьё из каждого села или деревни на один склад – опять же возникают большие транспортные затраты. Есть ещё одна идея: изготовить специальную передвижную установку для прессования вторсырья. А потом на нескольких промежуточных складах, где накапливаются отходы из пластика, прессовать их и отвозить на центральный склад. В таком случае можно обойтись одним-двумя агрегатами на весь район.
Здесь большой простор для развития малого и среднего бизнеса. А главное – экономичность, мобильность и в итоге – порядок и чистота...