Камень весом около тонны вырублен из белого известняка. Материал – тверской, работа – ярославская. В течение всей последней недели один из карьеров возле города Старица на Волге стал «выездной мастерской» коллектива скульпторов под руководством заслуженного художника России Елены Пасхиной (на снимке, рабочий момент).
Сперва была мысль отыскать подходящий валун для закладного камня, не выезжая за пределы области. В ходе поисков возникла идея выполненного в скульптурной пластике русского православного креста. Прототипом его взяли знаменитый Алексеевский крест второй половины XIV века из новгородского Софийского собора, названный так по имени архиепископа Алексея, чьим повелением крест был поставлен на поклон правоверным христианам.
В Академии художеств дали телефон и адрес хорошо известного питерским скульпторам карьера Мусатова под Старицей. «Будет вам камень, приезжайте», – пригласили тверяки. Открытый карьер на волжском берегу оказался огромным, многоярусным. Камень здесь заготовляют с незапамятных времен. Коллеги из Старицы показали ярославцам, где и как ходили с бечевой, таща баржу с известняком, бурлаки. А карьеру Мусатова запасов, говорят, хватит еще лет на триста.
Каменотесы просветили: камешек для Ярославля они заблаговременно подняли со дна штольни. Это сырой извест-няк, легко впитывающий влагу, но обладающий способностью высыхая твердеть. Из такого строили Москву белокаменную, да и первые ярославские соборы – Спасо-Преображен-ский и Успенский в подражание храмам Московского Кремля тоже были сложены из белого известняка.
Материал этот знаком и Елене Пасхиной, рубила из него «Волка» на симпозиуме в Германии, в разное время много чего еще. По ее словам, известняк «может сам вести руку мастера», подсказывая решение. Показал он, хоть и не сразу, свой отзывчивый нрав и на сей раз. Как рассказала Елена Васильевна, обстановка для богоугодного дела сложилась в Старице самая подходящая:
– Представьте, золотая осень вокруг, ранним утром поднимались над полосами молочного тумана купола храмов древнего Свято-Успенского монастыря, они словно висели в воздухе, вызывая в памяти «Сказку о царе Салтане» – пушкинский чудо-город «с златоглавыми церквами, с теремами да садами». Каждый день молили Бога, чтобы солнышка дал: электропилы, что наши, что фирмы «Бош», дождик не любят.
Как-то вечером подъехал на велосипеде незнакомый человек. Придирчивым глазом обозрел рабочее место ярославской бригады и вынес уверенное резюме: «Вам лампа нужна». И сам привез ее вместе с удлинителем. Подключил и уехал, даже как зовут не сказал. Так их «безразмерный» рабочий день удлинился еще на пару часов.
Когда все было готово, рабочие карьера рассматривали рельеф, не скрывая чувств: дескать, надо же, какую красоту из нашего камня сотворили. Помогли с упаковкой, погрузкой. Поднимали крест в кузов командой добровольцев человек из семи.
На Стрелке закладной камень станет центром композиции – круга, обрамленного невысоким бордюром. Историки православного искусства различают кресты памятные и по-клонные, что ставились в память не только самого события, но и тех, кто его благословил, вложил деньги в строительство храма. Текст на гранитной плите у поклонного креста на Волжской стрелке напомнит, что воссоздание Успенского кафедрального собора на месте утраченного в 1937 году «осуществляется по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Ярославском и Ростовском Кирилле, по инициативе губернатора Ярослав-ской области Анатолия Ивановича Лисицына, на средства мецената Виктора Ивановича Тырышкина».
На месте установки закладного камня при участии фирмы ООО «Гранд-Строй» и МУП «Городское дорожное управление» начинается благоустройство. Работы идут под контролем департамента градостроитель-ства и архитектуры Ярослав-ской области. Как сказал директор департамента Дмитрий Брандуков, «работы будут выполнены в срок и с качеством, достойным такого события».