Роза Ивановна ЗАМЕСОВА, врач-ветеринар, на пенсии:
– Легко! Я и в 91-м году не стала хныкать, когда у нас свершилась революция – оранжевая или какая там... Нужно все, и свой возраст в том числе, принимать таким, как есть. Не сидеть на лавочке, а на природу ехать – посмотрите, какая красота кругом! У меня рябинка под окном – поливаю, ведь растет она на песке, а он не удерживает влагу. Пенсионерам можно листочки собирать с ребятишками малыми, картинки делать из них. А я еще в Переславль собираюсь съездить – на монастыри посмотреть. Да и в
огороде полно дел.
Петр Александрович МУХАНОВ, частный предприниматель, староста деревни Пеньки:
– Я, честно говоря, не понимаю юмора в вопросах о Дне пожилых людей. Человек пожилой ровно настолько, насколько чувствует себя пожилым. Вот, к примеру, сейчас я на собственные средства благоустраиваю улицы деревни Пеньки, засыпаю их асфальтовой крошкой. В частности, подвожу ее непосредственно к домам и дворам. И бывает, что крошка уже лежит, а хозяин сидит рядом на лавочке и разбросать ее у него руки не доходят – то сигаретой заняты, то рюмкой... Между прочим, среди этих людей есть не только мои ровесники, но и люди помоложе. Так кого в этом случае считать пожилым? Кто и что должен праздновать?
Лина Николаевна ВЛАСОВА, общественный деятель:
– Мне кажется, что для рядового пенсионера День пожилых людей – всего лишь разговор. Ни материальной помощи, ни знаков внимания со стороны государства (а праздник этот, как я понимаю, государственный) многие из нас не видят. Мне вообще не до праздников – я на двух работах работаю и еще пытаюсь на нашей спортивной площадке в ближайшее время стритбольную конструкцию поставить (труд Лины Николаевны на ниве спортивного менеджмента «СК» описывал в номере от 16 июля). А вот моя сестра День пожилых людей считает торжественным событием, потому что в обществе инвалидов, в котором она состоит, этот праздник отмечают постоянно и с хорошим размахом.
Михаил Николаевич МАЛЫХ, пенсионер, 80 лет, участник северных конвоев:
– Если у пенсионера здоровье хорошее, он полон сил, на мой взгляд, быть пожилым не так уж и плохо. Можно ходить в библиотеку, в театр, общаться со сверстниками, передавать свой опыт и знания молодежи. Раньше я работал в областном комитете ветеранов войны, тогда мне было не до отдыха. Теперь мне уже не под силу вести активный образ жизни и быть пожилым мне теперь очень скучно.
Зинаида Даниловна ЛОПАТИНА, 83 года, пенсионерка:
– Ну как же может быть легко пожилым людям? Я инвалид второй группы, вот уже семь лет не выхожу из дома. Очень болят ноги. Общаюсь только с домочадцами. Воспитываю маленькую внучку. Единственные развлечения у меня – чтение газет или прослушивание радиопередач. Мне сейчас довольно тяжело. Но я стараюсь никого не беспокоить своими проблемами, понимаю, что сейчас у всех жизнь не сахар.
Николай Сергеевич КИМ, 76 лет, пенсионер:
– Пожилым людям в нашей стране приходится нелегко. На мой взляд, мы все унижены государством. Ну о какой достойной старости может идти речь, когда мы получаем столь мизерные пенсии? Ни на еду, ни на необходимые лекарства не хватает. Цены растут с каждым днем. Я думаю, что наши старики такого отношения к себе попросту не заслужили. Мне становится очень горько, когда я вижу иностранных туристов, гуляющих по Ярославлю. В основном это пожилые люди. Они довольны жизнью, у них светятся глаза, они много путешествуют. Нашим пенсионерам о таком времяпровождении даже и мечтать не приходится.