Тушки прибил на мелководье подувший с озера ветер, и останки рыб застряли в прибрежном сухостое и мусоре. Чайки с громкими и радостными криками кружились над неожиданной добычей. А вот местные коты и кошки и даже бродячие собаки от такого завтрака явно воротили носы.
В чём дело, заволновались люди и сразу стали обращаться в районную администрацию на телефон доверия, сообщая тревожную весть. Уже к полудню на берегу появились рабочие муниципального унитарного предприятия «Чистый город», которые и начали собирать дохлую рыбу, рассказывает директор предприятия Андрей Васильевич Лось. Складировали её в чёрные пластиковые мешки, грузили в автомашину и тут же вывозили на полигон для утилизации мусора. Сколько было собрано рыбы, никто не считал. Но работа продолжается и сегодня, ведь ветер всё ещё гонит к берегам погибшую рыбу.
Что же стало причиной такого мора?
– Прошедшая зима, – считает председатель Ростовского отделения общества охотников и рыболовов, член общественной палаты района Сергей Иванович Мигунов. – Она была очень холодной, а начало сезона – малоснежным, – объясняет он. – Толщина льда на озере превышала метр двадцать. Вода на мелководье промёрзла практически до ила. Сказался и такой фактор, как «горение воды». Это происходит при гниении водорослей, с большим поглощением кислорода. В это время рыбе начинает резко его не хватать, она становится малоподвижной, но деваться ей некуда. Особенно если эта беда застигла её в районе берегов.
Погибло много некрупной щуки, подлещиков... Остальные виды обитателей Неро – окунь, ёрш, карась, которые зарываются в ил и находятся больше в проточной воде, практически не погибли. Неплохо пережил зиму и судак. Его на берегу не было. А это – свидетельство того, что причина гибели рыбы вовсе не сброс в воду каких-то химических веществ. Ведь судак такого не потерпел бы, он водится только в чистой воде, уточняет Сергей Иванович. Да и откуда взяться нынче химии на берегах Неро, удивляется Мигунов. Местные хозяйства из-за нехватки средств давно не используют минеральные удобрения, тем более в таком количестве, чтобы они могли попасть в озеро. Причиной гибели рыбы стал природный фактор. Такое явление происходит и в других водоёмах области. Да и на Неро – оно не редкость.
– Я был ещё пацаном, когда зимой у нас в сильные морозы рыба сама вылезала в открытые лунки подышать, – вспоминает Сергей Иванович.
Вскрытие льда действительно может помочь подводному населению выжить. Есть специальные технологии по обогащению воды кислородом, но применяются они только в закрытых и мелких водоёмах, а площадь Неро – это 51,7 квадратных километра.
Видимо, не хватило и рыбаков (их в районе две тысячи), чтобы помочь обитателям озера. Не брезгуют рыбалкой и охотники, их ещё три тысячи. Пробей каждый из них по лунке, глядишь, и полегчало бы рыбёшке.
Но если говорить серьёзно, проблемы Неро усилиями местной власти не решить. Озеро – собственность федеральная. А государство не спешит заниматься им. Годами Неро зарастало илом – тем самым ценным сапропелем, о необходимости промышленной добычи которого в стране говорится многие десятилетия. Именно из-за этого ила глубина озера во многих местах сегодня не превышает метра, а толщина сапропеля доходит до десятков метров. Зарастание озера продолжается. Биологи Демидовского университета, которые ведут здесь наблюдения за флорой и фауной, давно бьют тревогу по этому поводу.
Тревожится и администрация района. В озере появились водоросли, которые не поддаются очистке при заборе воды, а ведь она используется в качестве питьевой для ряда районов области, говорит заместитель главы районной администрации Николай Алексеевич Савельев.
Чтобы очистить озеро от травы, в него пытались запустить толстолобика. Считается, что эта рыба хорошо поедает траву. Но порода эта в местных условиях не прижилась. Зато в прошлом году в Неро выпустили около миллиона мальков щуки. Аборигенам – местным карасям – несмотря на известную поговорку они ничем не угрожают. Крупный карась – рыба серьёзная. Его так просто не возьмёшь, говорит Мигунов.
Видимо, предчувствуя те самые сложные условия, которые повлечёт за собой холодная зима, именно карась да и другие обитатели Неро – линь, лещ, ёрш, краснопёрка, плотва, судак – загодя ушли из озера в самую полноводную реку, вытекающую из него в Вексу. Но к лету они обязательно вернутся в места обитания.
Виктор | 23.01.2012 в 19:05 | ответить1
Согласен Неро объект федерального подчинения, но в управлении субъекта. Ещё с 50-х и по последний проект в 2003г принимались решения о дноуглублении озера, но до сих пор Губернатор с замами тормозит. Есть оригинальные решения и озеро спасти и туризм поднять на должный уровень в комплексе, см/ оферту www.doctor-yaro.ru
Эколог | 24.01.2012 в 15:08 | ответить-1
В «Северном Крае» на эту тему осенью была статья хорошая www.sevkray.ru/news/10/57693/
Действительно, есть смысл задуматься. Это ведь тема не только важная для экологии, но и экономически выгодная, к тому же основана целиком на использовании внутренних природных резервов. Вот только вопрос, как к ней правильно подойти.