Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
В семье ярославских потомственных шинников Крыловых этот объёмистый, в твёрдом переплёте альбом берут в руки в особых случаях. Поводы для этого бывают разные, но все они связаны с памятью о Великой Отечественной, о последних её днях, о том человеке, благодаря которому можно, крутанув в обратную сторону «машину времени», оказаться ранним майским утром на улицах поверженной столицы гитлеровского рейха.
Юлиан НАДЕЖДИН Всеволод Капитонович ДРОЗДОВ
Такой эксклюзивный шанс получил в преддверии 65-летия Победы наш корреспондент. – Так пройдёмся по Берлину? – с радушием заправского гида предлагает хозяйка квартиры Галина Всеволодовна Крылова (на снимке), имея в виду те страницы альбома, какими автор снимков, её отец Всеволод Капитонович Дроздов, дорожил больше всего. На них – кадры, сделанные трофейной «лейкой» за одно утро 5 мая последнего, победного года войны. На столь необычную экскурсию отправились мы после краткого предисловия. Наш гид комментирует самые ранние листы отцовской фотолетописи. Всеволод Капитонович окончил планово-экономический техникум и музыкальное училище. Он тонко чувствовал искусство, играл в клубных оркестрах на скрипке, неплохо рисовал, притом что и в технике здорово разбирался. Все его интересы и сошлись на фотоискусстве. Ещё до войны была у него одна из лучших по тем временам камер – «ФЭД». Рассматриваем снятые «на память» фотографии с детьми, пейзажи Волжской набережной – ещё с деревянными пристанями и складами, автопортреты, выполненные через зеркало. Портретный жанр преобладает и на фронтовых страницах. Вот командир батареи 834-го артполка майор Дроздов на Волховском фронте, сорок второй год; вот он с боевыми товарищами «после Орла» – в году следующем. Дальше – посёлок с редким названием Фундаментка в БССР, «на Березине», на Берлинском направлении, «после взятия Праги» – год сорок пятый. Тут же и парадный фронтовой портрет уже подполковника Дроздова – вся грудь в орденах, а лицо спокойное, глаза ясные, какие бывают у человека, на совесть сделавшего своё дело. Рассматриваем пластмассовую коробочку с надписью от руки «Берлин». Внутри негативы на американской плёнке «кодак». Тридцать четыре кадра, сделанные на одном дыхании. Всё восстановлено внуками автора с применением, как они говорят, «современной оргтехники». 5 мая был взят Рейхстаг, маршал Жуков уже сказал свои исторические слова, обращённые к противнику: «Мы требуем полной безоговорочной капитуляции. Всем гарантируем жизнь!», и в пригороде Берлина Карлхорсте акт о капитуляции уже был подписан. Центральный район Берлина Шарлоттенбург, пасмурное утро. Туманец смешан с пороховой гарью, дымное небо. Повсюду завалы, развороченный камень, сплющенная арматура. Трамваи, брошенные на путях. На Королевской площади у Рейхстага дежурят наши регулировщики. Ещё кадр: возле огромного мрачного здания с надписью во весь фасад «Гитлерюгенд» дежурит наш танк тридцатьчетвёрка. Под одним из снимков с руинами надпись «Наша работа». Никаких пояснений тут не требуется, артиллерист писал. На войне как на войне. Из окон уцелевших домов свисают «белые флаги» берлинцев – целые простыни, чтобы издалека видно было, что сдаются. У запертых дверей магазина длинная очередь, столпотворение у разборной водоколонки с ручкой насоса, отдалённо похожего на наш деревенский «журавль». «Мы на Параде Победы», июнь 1945-го». Фотография с такой подписью смотрится заключительным кадром фоторепортажа. Место действия, правда, не Москва, не Красная площадь. Офицерский городок в Сосновом бору, видимо, недалеко от Праги. Перед строем на полосе, отсыпанной гравием, на марше тянут носки командиры, ладони у виска – победный парад принимают. Есть в семье Галины Всеволодовны и ещё одно напоминание о сорок пятом. Только в отличие от альбома оно здесь каждый божий день на виду – пианино, привезённое с войны отцом в подарок дочке. Нет, не трофейное. Купил на свои кровные в берлинском магазине «Стэнвей и сыновья» за полторы тысячи марок. Покойный Всеволод Капитонович и товарный чек бережно хранил вместе с разрешением на вывоз покупки. – Чтобы никто не смел думать, – пошучивал иногда, показывая чек, – что я стянул у немцев это пианино. Отец с дочерью не раз играли на нём в четыре руки. Вспоминая те дуэты, Галина Всеволодовна и теперь, бывает, садится к инструменту – так, для себя, по слуху исполняет что-нибудь из их любимого репертуара. Крыловыми давно интересуется музей шинного завода, и неспроста. Общий трудовой стаж четырёх (!) поколений Дроздовых – Крыловых никак не меньше двухсот лет. Шинниками были сестра, племянник, зять Всеволода Капитоновича. Сегодня по его стопам идут два внука, а правнучка Юля Крылова работает как раз в том самом планово-экономическом отделе, откуда уходил на фронт её прадед. Сын Галины Всеволодовны Андрей недавно передал в заводской музей берлинскую серию фотографий. «Лейка» до сих пор пребывает в рабочем состоянии, и Андрей считает, что ей в музей пока рановато. – Он тоже занимается фотографией. Спит и видит, как сам едет в Берлин, как узнаёт по дедовым кадрам места, снимает с тех же точек городские пейзажи, – такой финальный комментарий даёт наш гид к увиденному нами в семейном альбоме. Там, можно заметить, незаполненные листы ещё остаются. А достойно продолжить тот майский репортаж, как мы видим, у Крыловых есть кому.
18.09.2012Кадры и лица Кадры сегодня вопреки известной и лукавой реплике решают далеко не всё. Это – если иметь в виду человека, который рассматривается как «кадр»,
15.05.2012Со слезами на глазах«Отгремели песни нашего полка, отзвенели звонкие копыта...» Закончились очередные торжества по поводу Великой Победы. Прошли по экранам фильмы «про войну».
11.06.2011Первая встреча, последняя встреча Война и любовь – вариаций на эту тему бессчётное множество. Сколько судеб, столько историй, и ни одна не похожа на другую. Та, что сейчас передо