пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 23 апреля 2010

С «лейкой» по Берлину

В семье ярославских потомственных шинников Крыловых этот объёмистый, в твёрдом переплёте альбом берут в руки в особых случаях. Поводы для этого бывают разные, но все они связаны с памятью
о Великой Отечественной, о последних её днях, о том человеке, благодаря которому можно, крутанув в обратную сторону «машину времени», оказаться ранним майским утром на улицах поверженной столицы гитлеровского рейха.

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Всеволод Капитонович ДРОЗДОВ

 

Такой эксклюзивный шанс получил в преддверии 65-летия Победы наш корреспондент.
– Так пройдёмся по Берлину? – с радушием заправского гида предлагает хозяйка квартиры Галина Всеволодовна Крылова (на снимке), имея в виду те страницы альбома, какими автор снимков, её отец Всеволод Капитонович Дроздов, дорожил больше всего. На них – кадры, сделанные трофейной «лейкой» за одно утро 5 мая последнего, победного года войны.
На столь необычную экскурсию отправились мы после краткого предисловия. Наш гид комментирует самые ранние листы отцовской фотолетописи. Всеволод Капитонович окончил планово-экономический техникум и музыкальное училище. Он тонко чувствовал искусство, играл в клубных оркестрах на скрипке, неплохо рисовал, притом что и в технике здорово разбирался.
Все его интересы и сошлись на фотоискусстве. Ещё до войны была у него одна из лучших по тем временам камер – «ФЭД». Рассматриваем снятые «на память» фотографии с детьми, пейзажи Волжской набережной – ещё с деревянными пристанями и складами, автопортреты, выполненные через зеркало.
Портретный жанр преобладает и на фронтовых страницах. Вот командир батареи 834-го артполка майор Дроздов на Волховском фронте, сорок второй год; вот он с боевыми товарищами «после Орла» – в году следующем. Дальше – посёлок с редким названием Фундаментка в БССР, «на Березине», на Берлинском направлении, «после взятия Праги» – год сорок пятый. Тут же и парадный фронтовой портрет уже подполковника Дроздова – вся грудь в орденах, а лицо спокойное, глаза ясные, какие бывают у человека, на совесть сделавшего своё дело.
Рассматриваем пластмассовую коробочку с надписью от руки «Берлин». Внутри негативы на американской плёнке «кодак». Тридцать четыре кадра, сделанные на одном дыхании. Всё восстановлено внуками автора с применением, как они говорят, «современной оргтехники».
5 мая был взят Рейхстаг, маршал Жуков уже сказал свои исторические слова, обращённые к противнику: «Мы требуем полной безоговорочной капитуляции. Всем гарантируем жизнь!», и в пригороде Берлина Карлхорсте акт о капитуляции уже был подписан.
Центральный район Берлина Шарлоттенбург, пасмурное утро. Туманец смешан с пороховой гарью, дымное небо. Повсюду завалы, развороченный камень, сплющенная арматура. Трамваи, брошенные на путях. На Королевской площади у Рейхстага дежурят наши регулировщики. Ещё кадр: возле огромного мрачного здания с надписью во весь фасад «Гитлерюгенд» дежурит наш танк тридцатьчетвёрка.
Под одним из снимков с руинами надпись «Наша работа». Никаких пояснений тут не требуется, артиллерист писал. На войне как на войне. Из окон уцелевших домов свисают «белые флаги» берлинцев – целые простыни, чтобы издалека видно было, что сдаются. У запертых дверей магазина длинная очередь, столпотворение у разборной водоколонки с ручкой насоса, отдалённо похожего на наш деревенский «журавль».
«Мы на Параде Победы», июнь 1945-го». Фотография с такой подписью смотрится заключительным кадром фоторепортажа. Место действия, правда, не Москва, не Красная площадь. Офицерский городок в Сосновом бору, видимо, недалеко от Праги. Перед строем на полосе, отсыпанной гравием, на марше тянут носки командиры, ладони у виска – победный парад принимают.
Есть в семье Галины Всеволодовны и ещё одно напоминание о сорок пятом. Только в отличие от альбома оно здесь каждый божий день на виду – пианино, привезённое с войны отцом в подарок дочке. Нет, не трофейное. Купил на свои кровные в берлин­ском магазине «Стэнвей и сыновья» за полторы тысячи марок. Покойный Всеволод Капитонович и товарный чек бережно хранил вместе с разрешением на вывоз покупки.
– Чтобы никто не смел думать, – пошучивал иногда, показывая чек, – что я стянул у немцев это пианино.
Отец с дочерью не раз играли на нём в четыре руки. Вспоминая те дуэты, Галина Всеволодовна и теперь, бывает, садится к инструменту – так, для себя, по слуху исполняет что-нибудь из их любимого репертуара.
Крыловыми давно интересуется музей шинного завода, и неспроста. Общий трудовой стаж четырёх (!) поколений Дроздовых – Крыловых никак не меньше двухсот лет. Шинниками были сестра, племянник, зять Всеволода Капитоновича. Сегодня по его стопам идут два внука, а правнучка Юля Крылова работает как раз в том самом планово-экономическом отделе, откуда уходил на фронт её прадед.
Сын Галины Всеволодовны Андрей недавно передал в заводской музей берлинскую серию фотографий. «Лейка» до сих пор пребывает в рабочем состоянии, и Андрей считает, что ей в музей пока рановато.
– Он тоже занимается фотографией. Спит и видит, как сам едет в Берлин, как узнаёт по дедовым кадрам места, снимает с тех же точек городские пейзажи, – такой финальный комментарий даёт наш гид к увиденному нами в семейном альбоме. Там, можно заметить, незаполненные листы ещё остаются. А достойно продолжить тот май­ский репортаж, как мы видим, у Крыловых есть кому.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают