Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Инцидент с домом Понизовкина вызвал среди ярославцев немалый общественный резонанс. Кто возмущается поведением собственника здания, а кто, как мэр Ярославля Виктор Волончунас, не видит в этом событии ничего особенного. Даже в нашей редакции мнения полярно разделились.
Олег ТАТАРЧЕНКОВ Вячеслав ЮРАСОВ
Прошла неделя, как разгорелся скандал с обрушением стен и части фасада культурного памятника центра Ярославля – «Доходного дома Понизовкина», расположенного на пересечении улиц Свободы и Собинова. (Об этом «СК» рассказывал в материале Татьяны Егоровой от 8 апреля 2010 года). Неделя прошла, однако страсти не утихают: по факту сноса рабочими ООО «Икар», реконструирующего памятник, прокуратура Кировского района возбудила уголовное дело. Оно и понятно: на носу миллениум города, а тут такое безобразие в историческом центре Ярославля, включённом в список культурного наследия ЮНЕСКО. За этот статус город воевал семь лет и добился его только в 2005 году. Благодаря 110 гектарам ярославской земли, отмеченным такой охранной печатью, губернский центр является важным местом посещения во всех туристических маршрутах центра России. Туристический поток возрастает – увеличиваются поступления в местный бюджет. Всё логично. Нелогично другое. Шум вокруг обрушения был поднят прежде всего архитекторами и чиновниками из областного департамента культуры. В свою очередь муниципальные служащие мэрии Ярославля, в том числе и её руководство, сохраняют на этот счёт олимпийское спокойствие. Хотя именно им, вроде бы, следует в первую очередь заботиться о доходах городской казны и внешнем облике города. А тут, на Собинова, какой теперь может быть внешний облик: кусок фасадной стены торчит, как обломанный зуб. Не комильфо... – Я не делаю из этого трагедии, – сказал мэр города Виктор Волончунас. – Видел сам, в каком состоянии здание. То, что сегодня сделано, – разборка – не принесёт ущерб городу. Наконец-то сегодня инвестор быстро до сентября сможет навести порядок. Я думаю, даже успеет сделать фасады. В дополнение к этим словам градоначальника можно привести фрагмент моей беседы с председателем Ярославского муниципалитета Владимиром Головым, кстати, профессиональным строителем: – Часть зданий в центре Ярославля находится в аварийном состоянии. Памятники деревянного зодчества пребывают под постоянной угрозой пожара, каменные – обрушения. В таком виде инвесторам они неинтересны, потому что деревянные перекрытия, просевший фундамент и покосившиеся стены невозможно реставрировать, как того требуют специалисты по охране памятников старины. Есть другой способ: оставляется фасад, что позволяет сохранить исторический облик, и заново строится сама коробка здания. Так мы, например, сделали со всем известной гостиницей «Европа». Сколько мы критики выслушали из-за фасадной стены, подпёртой брёвнами, так сделали же, и никто сейчас не переживает, что всё остальное в этом здании – новодел. Позиция городских властей по этому вопросу предельно ясна. В свою очередь ответственный секретарь комиссии по делам ЮНЕСКО при МИДе РФ Григорий Орджоникидзе на вопрос провинциалов «А нас за это из ЮНЕСКО не исключат?» ответил дипломатично: – Очень серьёзный вопрос – где грань между сохранением исторического наследия и развитием, прогрессом: город ведь не должен стоять на месте... Его слова можно трактовать так: ничего страшного не произошло. Но культурная общественность города «не стоит на месте»: бурлит, клокочет, возмущается. Прокуратура, как и полагается, реагирует. На самом деле: дом – не дерево на Первомайском бульваре, просто так не спишешь. Впрочем, к тому идёт, что скоро всё вернётся в свои берега: из ЮНЕСКО город не исключат, стройка возобновится. Не оставлять же на центральной улице города «обломанный клык Понизовкина». В дополнение к вечно затянутому рекламой «памятнику городской бане № 1» на площади Юности... В начале 2000-х мне довелось побывать в этом доме на Собинова, когда там ещё располагалась коммуналка. Впечатление было тяжёлым: кривые, потрескавшиеся стены, выпирающие горбом полы и провисающие потолки. – Почему нас не расселяют?! – в голос вопили жильцы. – Власти деньги ищут на реставрацию, так что здесь реставрировать – дом развалится во время ремонта! Накаркали или просто были правы? Скорее, второе, достаточно посмотреть на строительный мусор после развала боковой стены: трухлявое дерево перекрытий, крошащийся от старости кирпич... В руководстве по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия ООН по вопросам образования, науки и культуры очень чётко прописаны принципы формирования списка Всемирного наследия. В частности, в п. 24 говорится: «представляемый объект должен являться творением творческого гения человека; или отражать воздействие, на которое оказывает чередование общечеловеческих ценностей в пределах определённого периода времени или определённого культурного района мира, на развитие архитектуры или технологии, градостроительства или планирования ландшафтов; или являться уникальным, или, по крайней мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей; или представлять наглядный пример типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап развития человеческой истории (...)» Согласно этим положениям, и доходные дома XIX века, и хрущёвки второй половины ХХ могут быть признаны культурным наследием, если... Если не обратить внимания на такие понятия, как «творение творческого гения, чередование общечеловеческих ценностей или исключительное свидетельство культурной традиции». А вот этого-то как раз и нет. Аналогичных домов, возведённых в XIX веке, по Ярославской области – хоть пруд пруди. Если проводить исторические аналогии, то подобные доходные дома – это прадедушки современных панельных хрущёвок и брежневок. Тогдашние «домоуправы» возводили их исключительно для одной цели: нашлепать комнатушек, в которые можно было бы пускать за плату не слишком богатый люд. И если лет через сто сохранятся наши брежневки, их по аналогии тоже можно будет включать в списки «культурного наследия». Иными словами, такие дома никакого особенного культурного, а уж тем более архитектурного содержания не несут. Впрочем, проект «Доходный дом Понизовкина» стоит в этом ряду особняком. Предприимчивый крестьянин, как сейчас говорят, «поднявшийся на картошке», перестроил его в 1850 году из здания, возведённого ещё в XVIII веке в эпоху Екатерины. Во время переделки дома в коммуналку он, надо полагать, немало потрудился в уничтожении уникальности екатерининских фасадов. И мог тоже попасть под соответствующую статью уложения об уголовных наказаниях, ежели такая была в то время. Современные защитники здания упирают как раз на древность здания екатерининских времён, составляющую его значимость. То есть и от золотой эпохи Екатерины в строении остались разве только кирпичи. Конечно, «старинность» вещи ценится выше новодела во всём мире. Но стоит ли из-за одной древности материала забор городить? Впрочем, архитекторы в защите нынешнего вида коммуналки Понизовкина более профессиональны. По их словам, этот дом несёт определённую стилистическую нагрузку на общий вид улицы, помогает выдерживать классический стиль. Логично. В своём недавнем виде он хорошо вписывался в уже достаточно обновлённую архитектуру этой части улицы Свободы. Но вот сейчас возникают вопросы... На ярославском строительном портале размещён проект с внешним видом отреставрированного «Доходного дома». На вкус и цвет товарищей нет, однако в обновлённом виде он ещё меньше напоминает строение архитектуры XIX века. Обычное офисное здание с мансардной надстройкой. Целостность архитектурного ансамбля, утверждённого решением ЮНЕСКО, здесь не видна. Логичнее было бы на основе исторического фасада создать новую коробку здания. А если уж сломали фасад, возвести заново. Кому нужен «новый русский» в окружении «дворян»? Однако, если не касаться правовой оценки обрушения здания (пусть этим занимается прокуратура), то можно отметить: скандал вокруг «Доходного дома Понизовкина» может стать в Ярославле своеобразным поворотным пунктом в вечном противостоянии между строителями и реставраторами. Шумиха вокруг «Доходного дома «Понизовкина» открыла давно известный всем секрет: практика недавнего прошлого по бездумному награждению старых домов титулами «культурных памятников» мешает современному развитию центров городов. Да, нужно всячески оберегать и реставрировать здания, имеющие уникальную архитектуру и связанные со значительными историческими событиями. Но оберегать развалюхи только потому, что их строил-перестраивал для своих утилитарных целей какой-нибудь купец первой гильдии... Это, на мой взгляд, по меньшей мере странно. За историческим зданием центрального телеграфа на Богоявленской площади, в нескольких сотнях метров от Спасо-Преображенского монастыря, уже многие годы прячутся «сталинградские развалины» бывшего хлебозавода. Из года в год они становятся приютом для бомжей и наркоманов. По словам их владельцев, сказанных автору этих строк несколько лет назад, снести развалины невозможно: они якобы находятся в списке «культурного и исторического наследия». Восстановлению всё это безобразие не подлежит. Однако о судьбе этих развалин речь не идёт. Может, потому что они на задворках и никому не режут взгляд? Или всё-таки пора перестать украшать только фасады и заняться благоустройством и таких мест? Для этого, возможно, потребуется ещё раз пересмотреть списки «культурно-исторического наследия» и исключить из них балласт. Время от времени рачительный хозяин перетряхивает свои кладовки и избавляется от ненужной рухляди. Это позволит развязать руки строителям и отказаться от практики «потёмкинских деревень». Хотя, подозреваю, такое решение потребует большой политической воли: это не стенку доходного дома экскаватором снести...
От редакции. Приглашаем всех, кого интересует затронутая в этих полемических заметках тема, высказаться на страницах «Северного края». Письма присылайте по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Собинова, дом 1, или на электронный адрес sevkray@bk.ru.
Читайте также
25.09.2012«Дом Пастухова» начинает новую жизнь Глазам открылись тщательно отреставрированные, богато декорированные фасады, и особняк, вошедший в историю Ярославля как «дом Пастухова», предстал во всей красе.
29.03.2012Дом Понизовкина – действие второе Первое действие драмы «Дом Понизовкина» предстало перед глазами ярославцев в период подготовки к 1000-летию города. Вопреки здравому смыслу
20.01.2012Ура Кировской прокуратуре! Надежда на Кировский суд Во вторник было назначено заседание Кировского районного суда Ярославля, посвящённого ситуации со зданием бывшей глазной лечебницы на Волжской набережной (ул.
28.07.2011На вкус и стиль товарищей нет? Недаром говорят, что окна – «глаза домов». В них должны отражаться душа зданий, их характер и особенности. Но зачастую в них можно увидеть
28.12.2010Обретения и горькие потериУходящий год запомнится небывалым вниманием к историческому наследию Ярославля и одновременно горькими потерями.