ТОПИМ ГАРАЖ ДА УЛИЦУ
История эта давняя. Началась она ещё холодной зимой 1995 года. Тогда в доме № 1 по улице Ляпидевского вода на подоконниках мигом превращалась в лёд, батареи не могли нагреть квартиры до комфортной температуры. Чтобы хоть как-то сохранить тепло, некоторые жильцы завешивали окна одеялами. Подобная картина повторилась и на следующий год. Жалобы жителей в ЖЭК ничего не дали: все проверки показывали, что никаких нарушений при подаче тепла в дом нет. Причина, почему в квартирах царит холод, официальными инстанциями так и не была установлена. И тогда жильцы решили провести собственное расследование. Возглавил «следственную группу» активистов дома Владимир Алексеевич Шувалов (на снимке справа). Благо многолетний стаж работы на должности главного инженера проектного института «Резинопроект» позволял ему разобраться во всех тонкостях коммунальных хитросплетений.
И вот, пойдя по следам тепловых труб, жители вышли на расположенный через дорогу автомобильный гараж, который самовольно, в нарушение принятых СНиПов, подключившись к индивидуальному тепловому пункту дома, отапливался от его сетей.
– История происхождения этого гаража вообще тёмная. Он выстроен с явными нарушениями, так как находится в санитарной зоне Тверицкого бора, где по нормам не должно находиться никаких стоянок автотранспорта, в том числе и крытых, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Существует ли он вообще на плане города или же это постройка самовольная, узнать не удалось – эти сведения нам не предоставили. Раньше гараж принадлежал институту микроэлектроники, а в середине 90-х годов был отобран РЭУ-20 за долги и по настоящий день является его собственностью.
Именно РЭУ-20 и подключило гараж к коммуникациям жилого дома. Хотя по своей конструкции это сооружение не предназначено для отопления.
– Вот смотрите, – Владимир Алексеевич раскрывает передо мной толстый том – книгу принятых в России СНиПов – санитарно-технических правил, – для подключения здания к тепловому источнику необходимо, чтобы толщина его стен была не менее 54 сантиметров, а по новым СНиПам эта норма уже 73! Данный гараж выложен «в полтора кирпича», то есть толщина стены – 38 сантиметров. В качестве потолочного перекрытия используются бетонные плиты без всякого утеплителя, у гаража имеется трое широких ворот для выезда машин, которые в течение всего дня раскрываются по многу раз. Вот и представьте, куда уходит наше тепло – в прямом смысле слова топим улицу!
После того, как жильцы прижали к стенке похитителей тепла, им ничего не оставалось делать, как признать факт подключения и оформить его официально. РЭУ-20 начало осуществлять оплату за потреблённое тепло. Но жильцам от этого легче не стало.
– Всё это противоречит закону! По СНиПам от индивидуального теплового пункта жилого дома могут отапливаться только пристроенные к нему сооружения, например, магазины, склады и так далее, а никак не отдельно стоящее здание, расположенное более чем в 10 метрах от него, – продолжает Шувалов. – Дом подключён к тепловым сетям трубой диаметром 100 мм, а гараж трубой диаметром 50 мм, то есть где-то треть тепла от дома уходит на отопление гаража. Между тем на все наши жалобы нам дали ответ, что на отопление нашего дома этот гараж не влияет. Ну как же не влияет? Возьмите ведро воды и сделайте посреди него дырку – вода утечёт! Так и у нас третья часть тепла утекает в гараж. А в квартирах холодно!
Факт неправильного потребления тепла подтвердили и работники Ляпинской ГРЭС, которая поставляет тепло в этот район. Когда Владимир Алексеевич Шувалов сообщил им об этом факте, там сказали, что уже не раз выносили предупреждение владельцам гаража о необходимости привести теплопотребление в соответствие с нормами (хотя бы утеплить гараж), но воз и ныне там. Прошло 15 лет с момента подключения к дому гаража, зимой в квартирах по-прежнему холодно, и менять ситуацию коммунальщики, похоже, не собираются.
НОВАЯ НАПАСТЬ
Пока жильцы дома бились с похитителями тепла, на них навалилась новая напасть. В 2008 году ООО «РСУ-3» установило в доме счётчик холодной воды – водомер ВМХ-50. Когда жильцы проверили правильность установки счётчика, то выяснили, что грубые нарушения, допущенные при его установке, привели к тому, что счётчик выдаёт завышенные показатели потребления воды в доме.
– По требованиям, указанным в паспорте на этот счётчик, при монтаже после фильтра непосредственно перед водомером должен быть прямой участок длиной три диаметра трубы. Это нужно для того, чтобы поток воды пришёл в спокойное состояние, так как у фильтра сужается сечение, за счёт чего увеличивается скорость движения воды. Когда вода проходит через прямой участок, нормализуется скорость воды, водомер показывает нормативный расход, как и требуется по паспорту, – объясняет Владимир Алексеевич.
Чтобы подтвердить правоту своих предположений, Шувалов позвонил на два завода, где изготавливаются подобные счётчики, – в подмосковные Мытищи и Санкт-Петербург. Там его заверили, что действительно при подобной установке водяной счётчик показывает завышенные данные. Погрешность составляет 30 процентов.
– По данным линейного управления № 1, перерасход холодной воды ежемесячно составляет от 250 до 400 кубометров, – говорит Владимир Алексеевич.
То есть даже те жильцы, у которых в квартирах установлены индивидуальные счётчики, остаются внакладе – перерасход воды распределяют на всех сверх показаний квартирных счётчиков.
Обо всех этих нарушениях жильцы писали коллективные обращения на имя мэра Ярославля Виктора Волончунаса, губернатора Сергея Вахрукова, прокурора области Алексея Алексеева, директора ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» Девятилова. Из правительства области год назад пришёл ответ о том, что при проверке технического состояния дома выявлен ряд нарушений правил и норм его эксплуатации, и было обещано принять необходимые меры. Но на этом инициатива властей остановилась. Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района вообще не удостоила жителей ответа.
(Окончание на 7-й стр.)
КЛЮЧ У ЖИЛЬЦОВ ИЗЪЯЛИ
Помимо двух описанных фактов жильцы выявили и другие нарушения. Так, в соответствии с проверкой Роспотребнадзора, которая проводилась 23 марта 2010 года, качество горячей воды в доме не соответствует гигиеническим требованиям СанПиНа, предъявляемым к горячей воде из централизованных систем водоснабжения. Кроме того, в доме пора менять электропроводку, срок годности которой уже истёк, так как она не менялась с 1971 года, когда дом был сдан в эксплуатацию.
Впрочем, по мнению заместителя прокурора Заволжского района Щербакова (а именно Заволжской прокуратуре прокурор области поручил проверку заявления жильцов), оснований для мер прокурорского реагирования не имеется.
– Заместитель прокурора Щербаков в своём ответе утверждает, что подключение гаража к нашему ИТП согласовано с организацией «Ярэнергосбыт», тогда как эта организация вообще не занимается согласованиями подключений! Это прерогатива управления архитектуры и градостроительства и «Тепловых сетей»! – говорит Владимир Алексеевич Шувалов.
Далее в своём ответе заместитель прокурора подтверждает, что монтаж счётчика произведён непосредственно за фильтром, без зоны прямолинейного участка. Но в этом прокуратура не усматривает никаких нарушений – дескать, «Водоканал» принял этот счётчик в эксплуатацию, а «в законодательстве отсутствует обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства принимать в эксплуатацию установленный водомерный узел с учётом мнения абонента или в его присутствии». Про то, насколько данная установка счётчика соответствует требованиям изготовителя, в ответе ни слова.
А чтобы в дальнейшем жильцы не совали нос куда не надо, после их обращений и жалоб работники линейного участка изъяли у них дубликат ключей от подвала, так что теперь зайти в подвал и посмотреть, что там делается, жильцы не могут.
СОВМЕСТНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПОДВАЛ
Начальник жилищно-коммунального отдела администрации Заволжского района Валерий Александрович Огурцов по поводу ситуации с домом № 1 по улице Ляпидевского пояснил:
– По закону собственники имеют право провести переоборудование приборов в доме, но для этого должно быть общее решение собрания собственников. Протокол собрания нужно отнести в линейный участок, и там за счёт средств на содержание и ремонт дома такое переоборудование должны провести.
По поводу отопления гаража от жилого дома Огурцов ничего пояснить не смог, сославшись на то, что вся документация по нему должна находиться в линейном участке ОАО «Управдом».
Однако там её не оказалось. Начальник линейного участка Ольга Юрьевна Позднякова пояснила, что никакой документации на гараж в участке нет, и перенаправила меня в РЭУ-20. Дескать, они собственники гаража, у них и документы. Правда, и там ничего вразумительного про гараж сказать не смогли – у РЭУ-20 только что сменился собственник: все старые работники уволены со своих должностей, а новые пока не разобрались с доставшимся наследством. По поводу коммуникаций в линейном участке меня стали заверять, что гараж питается вовсе не от дома, а от некой транзитной трубы, проходящей через подвал дома № 1.
Что касается отобранных у жильцов ключей от подвала, она пояснила, что забрали их не за критику, а для того, чтобы не было несанкционированного доступа к коммуникациям. Мол, некоторые граждане делают у себя в квартире всякие евроремонты, самостоятельно отключают коммуникации, а услуга эта платная. Вот так – вроде бы собственники, а делать что-то без разрешения управляющей компании не моги.
Закончилось всё совместной экскурсией в подвал дома № 1 по улице Ляпидевского, где житель дома Шувалов показал работникам линейного участка, что и счётчик установлен не по паспорту, и труба к гаражу подключена всё-таки не транзитная, а непосредственно от жилого дома.
– С ситуацией будем разбираться. Если жильцы принесут документальное подтверждение того, что счётчик установлен неправильно, будем решать вопрос с его переустановкой, – сказала начальник линейного участка Ольга Юрьевна Позднякова.
Непонятно только, почему для этого потребовалось вмешательство журналистов и нельзя было решить этот вопрос в рабочем порядке. По крайней мере «Северный край» будет держать ситуацию на контроле.