По задумке авторов программы, действовать она должна довольно просто – владелец российского автомобиля старше 10 лет сдаёт его в утиль, получает сертификат на 50 тыс. рублей и покупает новую машину отечественного производства либо иномарку отечественной сборки. Единственное условие, оговорённое в программе, – автомобиль должен находиться в собственности не менее года. При этом автовладелец просто сдаёт свою «старушку» в салон, где ему выдадут сертификат об утилизации, дающий право на скидку в размере 50 тыс. рублей при покупке новой автомашины. При этом владелец должен заплатить за утилизацию 3000 рублей.
Можно миновать дилера и самому заняться утилизацией. Для этого нужно сначала снять машину с учёта, потом оплатить утилизацию наличными деньгами. В пункте выдадут сертификат, с которым можно идти в дилерский центр для приобретения новой машины.
Правда, поучаствовать в программе удастся лишь тем гражданам, которые смогут позволить себе к причитающейся скидке в 50 тыс. рублей добавить свои кровные, чтобы купить новое авто. Наличные деньги за сданный металлолом не дают. Положить сертификат на скидку в чулок до лучших времён тоже не удастся – эксперимент ведь продлится лишь до ноября.
Но даже те, кто имеет деньги на покупку нового авто, столкнулись с множеством и других проблем. Из 17 ярославских дилеров, аккредитованных по программе, бюджетными отечественными машинами торгуют только пять. Остальные реализуют иномарки отечественной сборки. В основном это довольно дорогие машины. Например, можно купить «Тойоту Камри» за 882 тыс. рублей. Со скидкой на 50 тысяч дешевле. Однако возиться с вашим автохламом здесь не собираются.
– Утилизацией автомобилей мы не занимаемся. Готовые сертификаты принимаем, но снимать с учёта машину, везти её на утилизацию накладно и требует немало времени, а мы не сможем брать дополнительного человека в штат, – пояснили мне в Ярославском представительстве «Тойоты».
По словам менеджера «Тойота-центра» Алексея Москалёва, на сегодняшний день поступило лишь несколько заявок от жителей области. По программе утилизации центр продаёт только автомобили «Камри» стоимостью от 880 тыс. рублей, но сейчас в Ярославском представительстве их нет. А потому пока владельцам сертификатов по утилизации не продано ни одной машины.
– По мере поступления автомобилей заявки будут удовлетворяться, – заверил Алексей.
К началу работы программы в Ярославской области не было ни одного предприятия, занимающегося утилизацией автомобилей. В связи с этим «АвтоВАЗ», к примеру, заключил договоры об утилизации автомобилей с Москвой и Санкт-Петербургом.
Правда, буквально за последний месяц сразу три ярославские фирмы получили лицензию на утилизацию авто. Генеральный директор одной из них – «Макси-Скрап Ярославль» Владимир Геращенко сообщил, что за это время они приняли на утилизацию 20 автомобилей. Работают они с дилерами «Шевроле», «Опеля», «Форда» российской сборки.
– Признаться, мы ожидали большего притока машин, но основной поток автомобилистов обращается в «АвтоВАЗ», а они с ярославскими компаниями не работают, – посетовал Владимир Геращенко.
В автосалоне «Ярладасервис» и правда – аншлаг. По словам официального представителя ОАО «АвтоВАЗ» в Ярославле Марата Иваева, уже зарегистрировано 2000 заявок от желающих принять участие в программе утилизации. Продано пока лишь 100 машин. Уже через месяц после старта программы приём заявок пришлось приостановить, так как «АвтоВАЗ» просто не в состоянии обеспечить автомобилями всех желающих.
– Завод выпускает в год только 30 тысяч автомобилей всего модельного ряда, к тому же с 1 по 10 мая «АвтоВАЗ» закрывается на каникулы, производство будет приостановлено, так что, очевидно, количество желающих приобрести новый автомобиль по программе утилизации в масштабах всей страны во много раз превышает возможности завода, – объяснил Марат Иваев.
По словам представителя, программа сработала очень эффективно и помогла «АвтоВАЗу» разгрузить склады. На сегодняшний день проданы все автомашины 2008 года выпуска, также полностью реализованы застоявшиеся автомобили марки 2105 стоимостью 99 тыс. рублей. Из классики в наличии остались только автомашины седьмой модели стоимостью 171 тыс. рублей. Заявленную «АвтоВАЗом» за 199 тысяч «Ладу-Калина» ярославские дилеры продают по 256 тыс. рублей, а с учётом сертификата это – 206 тысяч.
Если посчитать темпы продажи – а это не более десятка машин в день, становится понятным, что выполнить все 2000 заявок к концу программы – к ноябрю 2010 года – вряд ли представляется возможным.
– Скорее всего, сроки программы будут продлены, так как руководство «АвтоВАЗа» твёрдо обещало обеспечить автомобилями всех, у кого были приняты заявки, – полагает Марат Иваев.
Заложниками создавшегося дефицита авто оказались в основном пенсионеры, для которых их «старушка» была единственным средством передвижения. Теперь они остались без колёс, с одними сертификатами об утилизации на руках. Когда до них дойдёт очередь – непонятно, а на носу дачный сезон…
Есть проблемы и у самих продавцов. Пока им ещё не компенсировали скидку ни по одной проданной машине. Авторы программы – Министерство промышленности и торговли РФ – обещают вернуть деньги не ранее чем через два месяца. Насколько это обещание реально и будут ли возвращены деньги в полном объёме, пока неизвестно.
В Ярославле стартовала программа по утилизации старых автомобилей. Неожиданно она создала ажиотаж вокруг отечественных автомобилей, которые совсем недавно никому не были нужны.