вторник 26

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 08 апреля 2010

У белорусов есть чему поучиться

Белоруссия – самая близкая к нам, русским, «заграница»: провёл ночь в автобусе, а завтрак тебя ожидает уже в Минске. Тем более что для этой заграничной поездки не требуются ни загранпаспорт, ни виза.

автор Лариса ДРАЧ    фотограф Лариса САХАРОВА

 

«И» или «Е» – ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС

Сегодня в Минске проживают 1 миллион 800 тысяч человек, каждый пятый житель Белоруссии – столичный житель. Первое летописное упоминание о Минске относится к 1067 году, когда в «Повести временных лет» была описана крупная битва на реке Немиге между полоцким князем Всеславом Брячи­славичем и сыновьями киевского князя Ярослава Мудрого, в результате которой город был разрушен. Существует несколько версий происхождения самого названия города: первый вариант – от реки Менки, что была притоком другой водной артерии – Немиги. Во втором случае главенствует народная этимология, производящая «Минск» от слова «менять», так как город расположен на пересечении главных торговых путей. В любом случае вплоть до XVIII века город величают Менском, и лишь в 1939 году указом Верховного Совета название города изменено на «Мiнск». И (чтобы закрыть эту тему) факт из новейшей истории Белоруссии: в 1991 году Минский городской Совет народных депутатов обратился в Верховный Совет с просьбой вернуть городу преж­нюю форму названия «Менск», однако в этой просьбе было отказано.

СКОРО И В СПИСКЕ ЮНЕСКО

Современный Минск – по­трясающе красивый город, несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны он был разрушен практически до основания. Говорят, что его даже не собирались отстраивать заново: хотели «законсервировать» как память о том страшном лихолетье. Но, к счастью, победило другое решение. Сегодня Минск рассматривается как соискатель на внесение в список ЮНЕСКО в качестве города, центр которого выдержан в едином архитектурном стиле «сталинский ампир». После войны здесь не только были выстроены монументальные, не похожие друг на друга ни одной деталью сталинские дворцы, – было сделано гораздо больше: продуман единый план застройки города, от которого не отступают ни на шаг по сей день. Поэтому здесь не встретишь особняков – новоделов, нелепо втиснутых на задворках исторических зданий.
В Минске я столкнулась с таким понятием, как регенерация памятников архитектуры. Полностью разрушенные по разным причинам, они были трепетно восстановлены в мирное время – из современных материалов, но с фотографической точностью копируя первоисточник. Но гид лишь вскользь обмолвится о современном происхождении памятника: так, например, в рассказе о ратуше фигурирует XVI век, время её первоначальной постройки. Хотя в её современном обличье ратуша предстала перед горожанами лишь в 2004 году.
Бережно относясь к прошлому, Минск семимильными шагает в будущее. Это касается и архитектуры. Здание национальной библиотеки Белоруссии входит в топ-лист «50 самых необычных зданий мира». Впрочем, другие уважаемые эксперты это здание внесли в список самых уродливых зданий мира. Выглядит эта трёхмерная фи­гура, ловко сложенная из тре­угольников и квадратов (в геометрии это называется непроизносимым словом ромбокубооктаэдр), потрясающе, вся поверхность здания покрыта полихромными цветодиодами, дающими возможность строению светиться ночью, причём программы светового шоу меняются ежеминутно. Относиться к этому архитектурному шедевру можно по-разному, но зато его видно из космоса, и, может быть, именно по нему о нашей цивилизации будут судить инопланетяне.

ОГНИ ВМЕСТО РЕКЛАМЫ

Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись в Мин­ске, – это полное отсутствие рекламы: нет ни баннеров, ни растяжек, ни магазинных и офисных штендеров, ни полотен «мы открылись», ни извещений о тотальных распродажах – ни-че-го! Поначалу сознание, измочаленное нахрапистой и безвкусной ярославской рекламой, с трудом это воспринимает. Слушаешь рассказ экскурсовода, фиксируешь глазом красивые здания и памятники, а сам изводишь себя вопросом – «чего в этом супе не хватает?», пока вдруг до тебя не доходит – рекламы нет. Вы не представляете, какое в этот миг охватывает эстетическое ликование!  Вот лаконичные бронзовые буквы на изысканном фасаде извещают, что здесь находится центральный универмаг – и всё. Внутри, конечно, коробейники исхитряются кто во что горазд, но снаружи никто не превращает здание в рекламную тумбу. Здесь ни одна стена не испоганена листовками, афишами или частными объявлениями, нигде не встречаются почеркушки граффитчиков. Складывается ощущение, что город только что отмыли, покрасили, подсветили изумительнейшей иллюминацией, и всё это ради того, чтобы он предстал перед минчанами и гостями города во всей своей красе.
Каждый день, едва начинает смеркаться, в Минске загораются миллионы огней иллюминации. Подсвечено не только каждое старинное здание в центре города, но и современные высот­ки спальных районов. При этом выверена и сведена в единую палитру вся световая партитура района. Недаром минчане советуют приезжающим сюда впервые гостям знакомиться с городом именно вечером. Подробности и детали, говорят, посмотрите при свете дня, а вот общую картину – только вечером.
А ещё в Минске поразительная чистота на улицах, при этом не видно ни одного дворника. Урн, правда, тоже не видно, но поскольку на тротуарах нет ни единого окурка, не говоря уже о банках-бутылках, то рука не поднимается выбросить троллейбусный билетик. Кстати, проезд в общественном транспорте и метро стоит 6 рублей, а в маршрутке – 15. Это наших, российских рублей: в одном нашем «деревянном» 94 – 95 белорусских рублей, так что все цены для удобства расчёта сразу надо делить на сто.
Дороги там выскоблены до состояния асфальта, да и заплат не видно, хотя минчане жалуются: такой холодной и снежной зимы здесь давно не было. Мы застали в Минске большой снегопад. Буквально через полчаса после того, как пошёл снег, на улицы вышли снегоуборочные машины, выстроились клином и пошли методично прометать все дороги. Движение в городе от такого усердия коммунальщиков лишь едва замедлилось, в пробках никто не стоял.
В Минске много фундаментальных спортивных сооружений типа нашей «Арены», которые востребованы мировым спортивным сообществом. Так, к примеру, в 2014 году «Минск-Арена» принимает чемпионат мира по хоккею с шайбой, а уже в этом году здесь пройдёт дет­ский конкурс Евровидения. Но не это главное: установка на здоровый образ жизни и популяризация массового спорта – здесь государственная линия правительства Лукашенко. На каждом школьном стадионе обязательно заливают каток, и каждому школьнику от первоклашки до выпускника бесплатно выдают лыжи и коньки. Есть чему поучиться!

ИМЕНИЯ РАДЗИВИЛЛОВ

Из столицы Белоруссии наш путь лежит на запад, в небольшие городки-музеи Несвиж и Мир. Эти города обязаны своим расцветом самым знаменитым и самым таинственным белорусским аристократам князьям Радзивиллам, которые правили ими на протяжении четырёх веков. В Несвиже были заложены храмы, соборы, монастыри. Здесь князья основали одну из первых в Беларуси типографий, где была напечатана первая книга на белорусском языке. Самой грандиозной постройкой стал Несвижский замок-дворец, возведённый по проекту архитектора Бернардони. Он находится в центре рукотворного озера на острове, к которому во времена Радзивиллов вёл подъёмный мост, а ныне – насыпной перешеек. Этот дворец сохранился до наших дней и включён вместе с парковым ансамблем ЮНЕСКО в Список мирового наследия.
Дворец активно восстанавливается. Средства на это правительством страны выделяются немалые, и вызывает уважение то, как они расходуются. Ремонт делают основательно, на века: рамы на окнах дубовые, вся оконная фурнитура – кованая. Через пару лет, когда всё притрётся и приживётся к своим местам, от старины и не отличишь. Подлинных произведений искусства во дворце не осталось: всё было вывезено в другие музейные коллекции (здесь на протяжении десятилетий советской власти был санаторий). Однако удивительно живучи оказались легенды о несметном богатстве (60 пудов драгоценностей!) некоронованных королей Великого княжества Литовского. В годы войны по приказу Гитлера клад искала специальная сапёрная рота, ищут богат­ства до сих пор. Жертвой кладоискателей стал знаменитый парк Альба, разбитый вокруг зам­ка в традициях итальянского ренессанса ещё в XVI веке.
Говорят, что в замке обитает привидение, – это дух Барбары Радзивилл, супруги польского короля Сигизмунда. Мы, к сожалению, с ней не встретились: наверное, дух королевы вспугнул грохот работающей строительной техники.
Другой достопримечательностью Несвижа является фарный (бывший иезуитский) костёл, построенный архитектором Бернардони в конце XVI века в стиле раннего барокко. Здесь находится родовая усыпальница князей Радзивиллов, но, не будучи тафофилом (то есть любителем кладбищ), от осмотра склепа трудно получить удовольствие.
Замковый комплекс в Мире занимает площадь больше 20 гектаров. Это уникальный памятник архитектуры, в кон­струкции и декоративном убранстве которого прослеживаются элементы европейских стилей – готики, ренессанса и барокко. В комплекс кроме зам­ка входят сад, английский парк и пруд. Как и Несвижский замок, Мирский находится в стадии активной реконструкции. Только в прошлом году на эти цели было выделено 13,5 миллиарда белорусских рублей (в нашей валюте – около 1,5 миллиарда – тоже внушительная цифра). В 2000 году Мирский замок включён в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Туристов с каждым годом становится всё больше, но в настоящее время полноценно насладиться можно только внешним видом замка, а внутри – старинными каменными лестницами. Музейные экспозиции крайне скудны.
Но в Белоруссии умеют ценить любую старину и популяризовать её. Мирский замок изображён на 50-тысячной купюре, Несвижский – на сотенной. Здесь так и говорят: вся архитектурная «казна» на денежках видна.
О любом путешествии говорить можно бесконечно. Но главное в них – что они не кончаются. А, стало быть, будет новая дорога, которая приведёт ещё куда-нибудь.

Читайте также
  • 10.01.2013 Сидели в праздник дома Что такое в новогодние праздники сидеть по домам, знают жители села Арефина Рыбинского района, которые три последних года боятся заходить в полуразрушенное здание местного клуба.
  • 12.12.2012 Продолжается снос ветхих построек В Рыбинске продолжается санация городских улиц: выпиловка аварийных деревьев, модернизация контейнерных площадок, снос ветхих и заброшенных зданий. Постройка
  • 01.12.2012 Люди против закрытия роддомаБолее двух тысяч подписей собрали жители Борисоглебского района в защиту своего роддома. Его намерен закрыть департамент здравоохранения и фармации области,
  • 28.11.2012 Одна из старейших сельских школ В конце ноября в Пошехонском районе пройдут праздничные мероприятия, посвящённые 145-летию Вощиковской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза А.
  • 01.11.2012 Здание гостиницы не вписалось в исторический ландшафт Ярославская мэрия не дала разрешение застройщику на возведение гостиницы на Волжской набережной. Напомним, 14 октября проводился опрос ярославцев по поводу
  • 27.10.2012 Ставшая музеем школа оживёт Студенты Ярославского университета имени Демидова выступили с доброй инициативой: своими силами и за свой счёт молодые люди начали ремонтировать здание
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Колокола вернулись в ЯрославльПраздничным звоном старинных колоколов встретит 28 августа день Успения Божией Матери строящийся в Ярославле
  • Заборы бывают нужны Подскажите, можно ли устанавливать забор вокруг многоквартирного жилого дома и на основании каких документов
  • «Братцы мои, сталинградцы!»70 лет назад, в ноябре 1942 года, на берегах Волги под Сталинградом началось наступление Красной