В июле 2008 года ярославский нумизмат, участник Великой Отечественной войны лишился более 20 тысяч орденов и медалей военной и космической тематики. Ветерана обокрал собственный 30-летний внук. когда узнал, что дедушка планирует передать бесценную коллекцию в музей. Цена собранных медалей и орденов тянула примерно на 5 миллионов рублей. Такая печальная перспектива родственника не воодушевила. Когда дедушка уехал из города, его внук передал двум подельникам ключи от квартиры. Чтобы инсценировать кражу, преступники сломали даже квартирные замки. Реликвии дедушки внук с приятелями прятали в гараже. Часть ценностей троица успела благополучно сбыть. Через неделю после кражи оперативники задержали двоих подозреваемых. Сейчас злоумышленники ждут приговора суда. До сих пор часть коллекции так и не найдена.
Девятое мая 2009 года. Праздник чувствуется во всём. Торжественные шествия, звучащие гимны и начищенные до дежурного блеска памятники. Гремят военные оркестры. Блестят боевые награды. Смех и радость со слезами на глазах. И вот на Волжской набережной на ветерана Великой Отечественной войны Всеволода Замыцкого, гуляющего с маленькой внучкой после парада Победы, напали. Успели отобрать только сотовый телефон. Боевые награды ветеран защищал от подонка как собственную жизнь. Сразу же по тревоге были подняты все оперативные службы города. Сотрудникам правоохранительных органов удалось по горячим следам найти нападавшего, а похищенное вернуть ветерану. Преступником оказался ученик одной из ярославских школ.
Ордена для ветеранов – это политые кровью признания их заслуг, частичка самих себя. А для фалеристов, действующих на «чёрном рынке», награды – всего лишь дорогостоящие куски металла.
Совсем недавний случай. В январе этого года в Рыбинске злоумышленники проникли в квартиру 87-летней пенсионерки. Избив престарелую женщину, они похитили не только деньги в размере трёх тысяч рублей, но и «поживились» медалями «60 лет Победы» и «Ветеран труда». Грабителей задержали, ими оказались трое 18-летних молодых людей. В настоящее время все они ждут приговора суда.
Бесспорно, всякое преступление аморально, но ведь должно же быть что-то святое даже у самого конченого человека. Наверняка и у этих подонков, которые лишали ветеранов самого ценного – боевых наград, военного прошлого, памяти о погибших товарищах, тоже были дедушки и бабушки, воевавшие на той страшной войне.