На площади перед культурным центром «Содружество» (бывшим кинотеатром «Волга»), расчищенной от сугробов и наледи, горели два костра из старых досок, из обломков отслуживших свой срок обрешёток и строительных люлек. Заглянувшая на огонёк публика из окрестных кварталов «пятёрки» или просто прохожие подходили погреться. С торжественными лицами взапуски бегала вокруг малышня. Кто-то молча смотрел на пламя, думая о своём.
Наши очень давние предки из поклонников бога солнца Ра, шумеры и ассирийцы в тот день победы света над тьмой прокладывали первую борозду. Затем на кострах сжигали отслужившие свой срок вещи, а вместе с ними предавали сожжению болезни и невзгоды. Насмотревшись на огонь, пращуры через него прыгали, веруя в то, что каждый такой прыжок через костёр есть перелёт души из вчерашнего дня в будущее.
Над площадью витали вкусные кухонные ароматы, не только обычный для наших праздников на свежем воздухе шашлычный дымок, но и, как мы выяснили, не преминув полученные от организаторов празднества сведения проверить непосредственно за общим столом, накрытым для всех, дух настоящего узбекского люля-кебаба, подлинного киргизского плова и неподдельного таджикского лакомства под названием боурсаки, похожего на хрустящий хворост.
Если застолье, украшенное по заветам предков подносами с проросшей пшеницей, готовила «Средняя Азия», то концертную часть программы (её, говорят, репетировали целый месяц) взяли на себя диаспоры азербайджанская и лезгинская. После приветствий советника губернатора Ярославской области по национальным вопросам Александра Тимченко, председателя совета регионального отделения Ассамблеи народов России Нур-Эл Хасиева, лидеров диаспор на площади раскочегарилось азартное фольклорное действо – с песнями о вечной любви в стиле молодого Бюль-Бюль-оглы, огневой лезгинкой, что отплясывали на четырёхметровой высоте ярославский горец Эмин Шефиев и его сын Намруд.
Был на празднике и гость издалека, человек одной из самых редких профессий – народный сказитель, ашуг Алихан. Приехал он из Дербента на гастроли с эксклюзивным номером: в сопровождении восьмиструнного саза, такого же древнего, как и сам «Новруз», исполнил отрывки из народного эпоса лезгин, названного по имени его главного героя джигита Ширвали.
После выступления Алихана мы попросили его рассказать о «Новрузе», а заодно и представиться нашим читателям.
– Само слово «новруз» точного перевода не имеет, означает оно что-то вроде «перехода от зимы к лету», – объяснил он. – На Ближнем и Среднем Востоке, по всему Кавказу это и сегодня праздник первой борозды. С вечера накануне дня весеннего равноденствия пашут поле, ночью купаются, прыгают через костёр, а поутру садятся за трапезу с проросшей пшеницей. Прекращаются распри, матушка-земля примиряет всех. В этот день полагается привести в порядок душу – помириться с обидчиками, отдать долги, прибраться в доме.
Наш собеседник – ашуг профессиональный. Таковых в Дагестане можно пересчитать по пальцам одной руки. Откуда берутся ашуги? Как сказал Алихан, на то воля Всевышнего. А дальше – как сложится. Например, единственный ярославский исполнитель на сазе азербайджанец Мустафа Илгар – по специальности переводчик. Сам же Алихан закончил... Щукинское театральное училище как актёр и режиссёр.
Сегодня – продолжение «Новруза» в спортивном комплексе «Атлант». Померяются сноровкой силачи – борцы современного вольного стиля и древнейшего национального вида азиатских единоборств – куреш на поясах. Отметить праздник в Ярославле решила вся таджикская диаспора средней полосы России. Прибыл Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Таджикистан в Российской Федерации Абдулмаджид Достиев. По дипломатическим каналам нам стало известно, что дела у него в Ярославле не только праздничные. Прибыл он с предложениями к правительству Ярославской области: местная, более чем пятитысячная диаспора таджиков силами трудовых мигрантов готова освоить что-то из пустующих сельхозугодий нашего края. Так что переговоры обещают быть строго в тему праздника первой борозды.