Во время прохождения военной службы в Москве виолончелист Уманский играл в оркестрах ЦДСА и МХАТа, далее – учёба в консерватории, по окончании которой Александр Ефимович был направлен в Ярославль в 1939 году преподавать в музыкальном училище.
К тому времени Уманский был женат. Его супруга Елена Павловна была москвичка, и семья мечтала навсегда обосноваться в столице. Но в те времена трудные вопросы решались просто: заклинание «партбилет на стол» действовало безотказно. Так Александр Ефимович стал ярославичем. По словам дочери Марины Александровны, о невозвращении в Москву очень жалела мама, а отец по этому поводу молчал, но вряд ли его мечта стать главным дирижёром симфонического оркестра сбылась в столице.
Уманский по праву считается основателем Ярославского симфонического оркестра, которым он руководил в течение двенадцати лет. Это были трудные годы становления. Главной проблемой оркестра являлся недостаток квалифицированных кадров: долгое время он на 50 процентов состоял из непрофессионалов. Спустя три года после создания оркестра на слушательской конференции отмечалось, что «только теперь оркестр приобрёл настоящее симфоническое звучание», «появилась ансамблевость».
За этими успехами стояли самоотверженный труд, воля, любовь к своему делу и незаурядный талант дирижёра. Он сумел сплотить коллектив в дружную семью энтузиастов, преданных общему делу. Уманский был требовательным руководителем и в то же время считался с мнением музыкантов, которые были непременными членами художественных советов, принимая деятельное участие в обсуждении программ, выступлений оркестра, в решении жизненно важных для коллектива вопросов.
Александр Ефимович был из числа музыкантов, которые считают музыкальное просвещение неотъемлемой частью своей творческой деятельности. Ещё работая в училище, он организовал музыкально-литературный лекторий, который позднее слился с лекторской группой филармонии, а оркестр взял на себя музыкальную составляющую лектория. Эта работа находила живой отклик у слушателей, требования которых были высокие. Так, 29 июня 1948 года на слушательской конференции (они проводились в конце каждого сезона) врач Курочкин говорил о том, что лекции-концерты, посвящённые творчеству отдельных композиторов, слушателей уже не удовлетворяют, тематика лекций должна «отражать движение русской музыкальной мысли».
Трудно сказать, что считал Уманский главным делом своей жизни: дирижёрскую работу или преподавание, а учителем он был замечательным. Его питомцы вспоминают с теплотой и любовью своего наставника. А ведь был он строг, требователен, порой придирчив и в то же время добр и мягок. Ученица Уманского по классу камерного ансамбля Ирина Степановна Куницына вспоминает, что он досконально анализировал произведение, стремясь, чтобы ученик прочувствовал его суть в развитии художественного образа, она отмечает его глубокие познания в поэзии, в живописи, которыми учитель щедро делился со своими учениками.
А. Е. Уманский навсегда останется в памяти ярославцев как прекрасный дирижёр, музыкант величайшей культуры, типичный представитель старой русской интеллигенции
Desidia Invidus | 26.12.2010 в 14:00 | ответить2
Как приятно, что моего прадеда не забыли. А ведь прошло очень и очень много времени…