Первое письмо в редакцию принесла Галина Николаевна, инженер:
«Там даже два похожих дома рядом стоят. И отношение вызывают они двоякое: в зависимости от того, что оценивать. Внешнюю привлекательность или удобства горожан? Внешне дом неплохой – шесть баллов ставлю. А вот за то, что зимой вдоль дома не пройти – двойку. С покатых крыш (а они тёплые, так как под ними сразу потолки) падает лёд. Поэтому тротуар перегорожен, и пешеходам приходится идти по проезжей части или по газону вдоль неё.
Дом здесь разрешалось строить не выше четырёх этажей, а за счёт этих скатов влезли пятый и даже шестой в центре дома. За этими треугольными окошками – кухни и комнаты с соответствующими крыше углами, где ничего не поставить из мебели, а площадь квартиры оплачивается по площади пола. Кубатура квартиры страдает».
Владимир СМИРНОВ, пенсионер:
– Не люблю, когда весной огораживают тротуар, и приходится ходить по дороге. А здесь всю зиму приходится обходить! Зачем тогда вообще тротуары? Давайте ещё сделаем общую дорогу для пешеходов и машин! Несмотря на внешнюю привлекательность, выше тройки поставить не могу и не хочу.
Валентина, студентка:
– Я бы поставила этому дому восемь баллов. Он красивый и вписывается в город. И вообще – мне нравятся наш город и его архитектура. Мне не нравится только, что дома расписаны хулиганами. Но ведь в том вина не архитекторов, а воспитания.
Галина СОРОКИНА, продавец:
– По-моему, мансарды у этого дома – не самое удачное архитектурное решение. Он слишком большим из-за них получился. Ощущение тяжести присутствует, давит он. Поэтому я ему ставлю только четвёрку.
Мария КОТОМИНА, студентка:
– С одной стороны, дом интересен своей необычной архитектурой. Но в то же время он не смотрится уютным. Жить в таком доме мне не хотелось бы. И к тому же он какой-то не «родной» для Ярославля. Наверное, сумбурно получилось, чувства этот дом вызывает разные. Поэтому – семь баллов.
Ставший уже нашим постоянным консультантом в этом вопросе заведующий кафедрой архитектуры Ярославского технического университета, профессор, кандидат архитектуры Николай КУДРЯШОВ дал такую характеристику этому дому:
– Он из той же серии, что и степановский дом (см. номер за 5 марта – ред.). То есть это одна и та же архитектурная стилистика: стилистика постмодернизма. А постмодернизм, как считается, в исторической среде уместен. Он воспринимается по отношению к старине достаточно корректно, пытается раствориться в этой исторической среде. И даже мансардные крыши в данном случае, я думаю, не мешают, не раздражают, потому что жилая среда достаточно плотная, ведётся застройка до пяти этажей вокруг, имеет место и историческая четырёхэтажная застройка. То есть дом Ждана достаточно уместен и в масштабе среды. Но говорить о нём как о выдающемся доме, как о событии... Вообще не стоит говорить об этой архитектуре в таких выражениях, потому что постмодернизм не претендует на какие-то яркие исключения.
Все постмодернистские дома эклектичны. А эклектика в переводе с греческого означает «я выбираю». То есть автор берёт на себя ответственность выбора тех сюжетов из истории, тех мотивов, тех деталей, которые близки ему, которые ему кажутся более выразительными в данном месте. Это авторская архитектура. Она характерна для того десятилетия, когда у архитекторов появилась возможность отрываться от тяжёлого наследия типового проектирования.
* * *
Сегодня мы предлагаем для обсуждения дом на пересечении улиц Волкова и Кедрова. (снимок 1). Это работа архитектора Олега Васильевича Береснева. В списке его работ новых построек немного. В основном он занимается реставрационной деятельностью. По его проектам были реставрированы Богородицкая башня Спасо-Преображенского монастыря, дом-музей М. Богдановича, «дом Федосеева» по улице Республиканской и многие другие. Олег Береснев также занимается историко-архитектурными исследованиями Ярославля.
Ждём ваших писем по адресу: 150000 г. Ярославль, ул. Собинова, дом 1, или по электронной почте sevkray@bk.ru. Своё мнение вы также можете высказать по телефону 32-90-53 в понедельник с 16-30 до 17-30.