Никто не сомневается – это дело нужное. Управляющие организации и коммунальные предприятия, чтобы поднять уровень услуг населению, должны своевременно получать реальные деньги за свою работу, в том числе и от потребителей-льготников. В противном случае эта сфера не представляла бы интерес для инвесторов. А их приход в ЖКХ необходим – для перевооружения, обновления основных фондов.
Перед управлением социальной поддержки мэрии города Ярославля стояла непростая задача по переходу к монетизации льгот, ведь льготников различных категорий в Ярославле более 150 тысяч! Девяносто тысяч из них получают компенсации по почте, шестьдесят – на свой счёт в банке.
Не менее сложную работу необходимо было проделать и самим поставщикам услуг – управляющим компаниям, а также ресурсоснабжающим организациям. Это «Ярводоканал», «Яррегионгаз», Ярославская сбытовая компания, управляющие организации, ТСЖ...
Ещё загодя, с осени минувшего года, механизм взаимодействия между органами соцзащиты и предприятиями жилищно-коммунальной сферы был разработан в постановлении правительства Ярославской области 1070-п от 28 октября 2009 года. И весь процесс информационного обмена расписан как по нотам, чтобы люди получали денежную компенсацию за льготы до срока внесения платежей за услуги ЖКХ. Управление социальной поддержки мэрии Ярославля и городской департамент ЖКХ буквально до единого дня выверили графики взаимного предоставления информации, чтобы не было сбоев.
В принципе, схема заработала. До 1 февраля ярославские льготники получили первые упреждающие выплаты. А кто воспользовался услугами почты – ещё раньше, с 25 января. С 1 февраля процедура выплат пошла по второму кругу: ресурсоснабжающие организации и управляющие компании, ТСЖ и ЖСК представили до
5 февраля в органы соцзащиты свои расчёты денежных компенсаций за льготы. В течение нескольких дней отделы социальных выплат МУ «Центр социальных выплат» города Ярославля готовили выплаты, и эта процедура к началу марта была завершена, чтобы люди получили свои деньги за льготы и смогли оплатить услуги ЖКХ до 10-го числа.
В беседе с журналистами начальник управления социальной поддержки Надежда Биочино подчеркнула:
– Мы обязались выплачивать сумму льгот до 1-го числа каждого месяца, и уже второй месяц нам это удаётся сделать.
Но никакое дело подобного большого масштаба не застраховано от сбоев. В январе из 150 тысяч льготников восемь тысяч, получающих компенсацию по почте, не получили причитающиеся им деньги. Причины объективные: кто-то был в больнице, а кто-то в отпуске...
В феврале положение исправлено: люди получили двойную выплату. На пресс-конференции 29 января в мэрии отмечалось: сбои возникли в основном из-за того, что поставщики услуг, УК, ТСЖ, ЖСК и ресурсоснабжающие организации не всегда вовремя предоставляли расчёты в органы соцзащиты. То есть не всегда было чёткое взаимодействие между теми, кто рассчитывает сумму льгот, и теми, кто её, собственно, выплачивает.
Возникли и другие обстоятельства. Например, к нам в редакцию обратился житель микрорайона Брагино с вопросом: почему в январской квитанции нет льгот за свет? Дело в том, что в декабре льготы оказались в натуральном выражении, а упреждающие январские выплаты рассчитывались по показаниям декабря с применением коэффициента повышения тарифов января 2010 года. И поскольку ЯСК не располагала показаниями счётчиков льготополучателей, сформировать упреждающую выплату не было возможным. Поэтому её и не было в январе. Однако в феврале все получили положенные льготы.
Бывало и такое: пенсионер на своём банковском счёте видел начисленные по вкладу проценты и гадал: на какую же услугу эта льгота?
Однако поток обращений в отделы соцзащиты города Ярославля остаётся огромным – до пятнадцати тысяч в месяц. Теперь люди буквально штурмуют кабинеты с целью получить ответ на один вопрос: правильно ли рассчитаны суммы льгот? Но подобные обращения не по адресу. Суммы рассчитывают в управляющих компаниях, ТСЖ, ресурсоснабжающих организациях... Это их ответственность. А органы соцзащиты на основе полученных цифровых данных из предприятий ЖКХ разносят суммы по федеральным и региональным льготам и делают выплаты через банки или почту.
Можно предположить, конечно, что в конторах управляющих компаний потребителя услуг ЖКУ – жильца-льготника – могут встретить не очень ласково и не захотят считать-пересчитывать, кому сколько начислили компенсаций за льготы и правильно ли. Потому люди и идут в органы соцзащиты – тут работники просто в силу профессиональных качеств не могут позволить себе высокомерно отнестись к посетителю. Но они ведь и не могут дать информацию, которой не должны располагать!
Заместитель директора, начальник управления экономики и информатики департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ольга Югова поясняет ситуацию:
– Остаются вопросы о распределении льгот по семьям с несколькими льготополучателями – допустим, в квартире живут ветеран войны и инвалид. Но программа, по которой рассчитываются льготы в таких случаях, сейчас усовершенствуется. И мы сделали предложения о внесении изменений в нормативную базу – постановление правительства Ярославской области № 1070-п от 28 октября 2009 года. Они учтены, и в квитанции за март уже не должно быть никаких недоразумений.
С вопросом о правильности начислений компенсации за льготы по оплате ЖКУ льготнику – потребителю жилищно-коммунальных услуг вначале всё-таки следует обратиться в бухгалтерию своего линейного участка. Департамент городского хозяйства не наделён полномочиями контролировать предприятия ЖКХ, те же управляющие организации. Но если там вопрос не разрешится, то компенсационные суммы в квитанции могут проверить в отделе льгот департамента городского хозяйства. Но пока неправильных случаев начисления не было – всё делается в соответствии с региональным и федеральным законодательством.
Директор МУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля Ольга Трусильникова считает, что во избежание вопросов и недоразумений требуется всё-таки составить методические рекомендации для льготников, чтобы они сами могли вычислить, из чего складываются выплаты.
Подытоживая, можно повторить известную поговорку: первый блин всегда комом, но система совершенствуется с учётом ошибок. Наши соседи, ивановские льготники, сейчас довольны получением льгот в денежном виде – у них монетизация началась на год раньше. И поначалу тоже не обошлось без казусов. Что ж, и Москва не сразу строилась.
Галина | 28.03.2011 в 17:10 | ответить0
Должно ли предприятие включать в реестр льготополучателей абонентов льготников не оплачивающих своевремееено полученную услугу