И зачастую звучит недоумённый ответ: конечно, ЖЭК. Предлагаешь заглянуть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, а там чёрным по белому написано: управляющая организация такая-то. Но люди не привыкли внимательно читать документы и из-за этого попадают впросак.
Так случилось с пенсионеркой, жительницей Кировского района Ярославля Ниной Бодровой. Шла она как-то мимо отделения Сбербанка на улице Советской и вспомнила, что нужно оплатить коммунальные услуги. Зашла, и тут ей захотелось испробовать новшество: оплатить услуги через автомат-терминал. Но вот незадача: когда нужно было нажать на кнопку с названием управляющей организации, она без лишних раздумий, по привычке, выбрала кнопку со словом «ЖЭК».
Увы, там было написано не просто «ЖЭК». Пенсионерка не разглядела: в квитанции значилось ООО «Ярославский ЖЭК». Это тоже управляющая организация, но она управляет многоквартирным домом в Дзержинском районе, то есть достаточно далеко от родных пенатов Нины Валентиновны. Потом ошибка выяснилась. Женщина навестила «Ярославский ЖЭК», написала заявление, сообщила лицевой счёт своей банковской карточки, но, увы, денег в кассе у УК на тот момент не было. Как нет и сейчас, по словам бухгалтера «Ярославского ЖЭКа» Веры Морозовой. Тем более, что гражданка Бодрова далеко не одна совершила опрометчивый выбор. Бухгалтер Морозова поделилась: уже в течение двух лет не один десяток ярославских квартиросъёмщиков и собственников жилья из разных районов города перечисляют сюда деньги за ЖКУ. А потом им приходится переводить эти деньги обратно. Работы много, и бухгалтерия «ещё не закрыла лето 2009 года», то есть ещё не возвращены деньги по неверным платежам за летние месяцы...
Ну ладно: компания «Ярославский ЖЭК» может переименоваться, скажем, в ДЕЗ и решить проблему неправильных перечислений в свой адрес. Поражает другое: десятки людей даже не подозревают, какая организация управляет их домом. ЖЭК, и всё тут! Вот какое родное и близкое слово... Граждане подходят к терминалу и выбирают его, переводя таким образом деньги за жилищно-коммунальные услуги на счёт посторонней организации.
То, что название собственной управляющей компании остаётся на протяжении ряда лет неизвестным для жильцов, вовсе не говорит об их невежестве. Скорее УК сами не стремятся афишировать себя, особенно когда сервис не очень навязчивый и качественный. Зачем привлекать к себе излишнее внимание?
Между тем достаточно тесные контакты жильцов и управляющей организации предусмотрены Жилищным кодексом. Это очень актуально сейчас, когда введены новые тарифы на ЖКУ и в редакцию не перестают звонить и писать возмущённые дороговизной услуг люди. Например, один из видов контакта – информация в письменной форме для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. То есть УК в письменной форме за тридцать дней до предоставления платёжки на оплату ЖКУ должна в письменном виде известить жильцов об изменении тарифов (п. 13 ст. 155 ЖК). А сам размер платы за содержание и ремонт жилья определяется на общем собрании собственников помещений в этом доме с учётом предложений УК и устанавливается на срок не менее чем один год (п. 7 ст. 156 ЖК).
Многие ли ярославцы могут похвастать, что УК хоть в какой-то форме сообщили о предлагаемых тарифах на 2010 год, вынесли хотя бы на заочное голосование вопрос о них? Любопытная практика существует у соседей, в Иванове. Там на дверях подъезда одной девятиэтажки увидела информацию об итогах голосования собственников жилья по тарифам, то есть о стоимости услуг известили заранее. И, что очень удивило, там же оказалась информация о стоимости аренды торца этой девятиэтажки. На торце разместят рекламу, а 120 тысяч рублей за это перечислят на счёт данного дома для будущих ремонтов. И подобная информация расклеена по всему микрорайону с указанием управляющей организации. Вот это работают!