Вчера панихидой «за упокой души воинов, на поле боя убиенных,
и всех в годы блокады погибших» у стелы с надписью «Вечная память жертвам блокады Ленинграда (1941 – 1943)» и торжественным митингом у другого памятника, открытого год назад на Леонтьевском кладбище – с колоколом над их братской могилой, отметили ярославцы 66-ю годовщину снятия 900-дневной ленинградской блокады.
27 января 1944 года после мощного наступления войск под командованием генерала армии Леонида Говорова противник был отброшен от города на 100 километров...
Замерли у памятников почётные караулы курсантов. На постаментах пламенели алые гвоздики. В морозном воздухе разносились колокольные звоны в память и во славу тех, кто отстоял Ленинград, погиб за него. Слова от души нашлись об этом у всех, кто выступал на митинге, – заместителя мэра Ярославля Валерия Величко, председателя общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Юрия Куваева, блокадницы Нины Нечаевой.
Нашей собеседницей стала Антонина Александровна Кынина.
– Мне было пять лет, когда началась оборона Ленинграда. Жили мы на Охте, её нещадно бомбили. Помню, я больше боялась воя сирен и гула немецких самолётов, чем самих бомбёжек. От них мы спасались в окопе, вырытом между домами, – рассказала она. – Отец, рабочий военного завода, умер от голода. Нас с мамой вывезли в тыл через Ладогу по «Дороге жизни». Сначала попали мы в Череповец, оттуда по железной дороге нас перевезли в Ярославскую область, в Курбу. Мама пошла на ферму, пахали в поле на коровах. Когда я подросла, меня отдали в домработницы. Из «нянек» я и вышла замуж за хорошего человека. В Ярославле после ФЗУ трудилась тростильщицей на «Красном Перекопе», потом работала в торговле, оттуда перешла в эмалевый цех «Лакокраски». Ярославль давно стал для меня родным городом. За то, что приютил, поставил на ноги, спасибо ему.
Цветы появились вчера и у мемориальной доски на здании вокзала Ярославль-Главный. В 1942 году он принял 162 эшелона с эвакуированными. В городе было открыто 212
детских домов для маленьких ленинградцев и жителей оккупированных территорий – тепла ярославцам хватило, чтобы обогреть всех. Об этом вспоминали вчера и на митинге у памятника блокадникам возле школы № 46 в Тверицах, и на встрече жителей блокадного Ленинграда в ресторане «Углич».