Почему тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Ярославской области не только продолжают расти темпами, намного превышающими уровень инфляции, но даже и опережают изменения федеральных стандартов стоимости этих услуг?
Сергей Николаевич Лошкарев,
Ярославль.
Главная причина изменения стоимости услуг жилищно-коммунальной сферы – это рост цен на топливно-энергетические ресурсы. В частности, в 2005 году на 10 процентов увеличились тарифы на электрическую энергию, покупаемую для нужд региона на федеральном оптовом рынке электроэнергии (принадлежащие ярославской энергосистеме электростанции вырабатывают, как известно, лишь половину потребляемой в области энергии). На 20 процентов выросли оптовые цены на природный газ и уголь, на 35 процентов – на газ, используемый для бытовых нужд. К концу года уровня 250 процентов достиг рост цен на топочный мазут. Все это и определяет рост тарифов на тепловую и электрическую энергии для потребителей.
Кроме того, тарифы на электроэнергию для населения растут опережающими темпами, так как идет процесс постепенной ликвидации перекрестного субсидирования – до настоящего времени население платит меньше реальной стоимости электрической энергии, потери энергетикам компенсируют промышленные потребители, тарифы для которых пока выше стоимости.
Подобный же процесс был завершен в 2005 году для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения. До того здесь также было перекрестное субсидирование, и тарифы для населения за подачу холодной воды и канализацию были ниже экономически обоснованной стоимости. Переход к полной реальной стоимости этих услуг вызвал рост тарифов для населения.
В 2006 году должен быть завершен переход к оплате ЖКУ по тарифам, равным 100 процентам экономически обоснованной стоимости услуг. Но вплоть до конца прошлого года даже в Ярославле тарифы составляли 92 процента полной стоимости. Поэтому рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения определят два фактора: увеличение полной стоимости этих услуг и доведение уровня платежей до 100 процентов. Особенно существенным рост может оказаться в тех муниципальных образованиях области, где власти долгое время не решались изменить тарифы и держали их на уровне 60, а кое-где даже 40 процентов полной стоимости.
После доведения тарифов на услуги до уровня их полной стоимости ежегодный рост коммунальных платежей населения если и превысит средний уровень инфляции, то, во всяком случае, не будет выше темпов роста цен на быстродорожающие товары и услуги. До последнего времени таковыми были, как уже сказано, топливно-энергетические ресурсы.
* * *
Как должна взиматься плата за жилищно-коммунальные услуги, если кто-то из проживающих в данной квартире некоторое время отсутствует?
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при временном отсутствии граждан внесение платы за от-дельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
«Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР», утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 года № 415, определяют порядок оплаты за жилье и коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя по месту жительства. Согласно пп. «д» п. 9 этого документа, в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. На оплату отопления данное положение не распространяется.
Согласно письму Госстроя России от 06.09.01 № СК-4897/13, норма пп. «д» п. 9 вышеуказанных Правил подлежит применению и при отсут-ствии потребителя по месту жительства более месяца суммарно в течение определенного времени (года, полугодия, квартала) при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия. Например, если человек отсутствовал по месту жительства в мае 10 дней, в августе 15 дней, в сентябре 10 дней, то ему должен быть сделан перерасчет по оплате за коммунальные услуги (за исключением отопления) за весь период его отсутствия (10+15+10=35 дней), если он документально подтвердит факт и время своего отсутствия.
* * *
Знаю, что в случае непредоставления отдельных жилищно-коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества можно рассчитывать на снижение соответствующих платежей. Каковы порядок и условия снижения платежей за ЖКУ?
Александр Степанович К.,
Переславль-Залесский.
Согласно п. 5 ст. 4 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пп. 1.5, 4.1 «Правил предоставления коммунальных услуг», потребитель имеет право на то, чтобы жилищно-коммунальные услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, условиям договора.
В каждом муниципальном округе утвержден порядок снижения оплаты при отклонении объема и качества жилищно-коммунальных услуг от утвержденных для данной территории параметров.
Для проведения перерасчета платежей за услуги необходимо обратиться в обслуживающую жилой дом жилищную организацию. Ее специалисты должны выйти на место и проверить работу нагревательных приборов и системы водоснабжения, составить соответствующий акт, который будет являться основанием для перерасчета платежей.
* * *
(По материалам, предоставленным департаментом жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области).