четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 21 января 2010

Здравствуй, полысевший город!

Ярославль готовится к празднику 1000-летия, преображается. Как пишут на рекламных плакатах: «Ярославль в цвету». Красиво сказано, но только ли в цвету наш любимый город? Не пора ли к одному удачному бренду добавить парочку новых? Варианты: «Ярославль в дыму», «Ярославль в выхлопных газах», «Город бетона и асфальта», «Душнее душного»...

автор Евгений АВЕНИР    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

Никакое дерево
Порой одна подсмотренная на улице сценка из жизни лучше самых умных докладов с самых высоких трибун показывает, как оно есть на самом деле. Иду недавно по Первомайскому бульвару, любуюсь реконструированной к юбилею Красной площадью, стройкой, свежевыложенной плиткой... Красота-то какая! Поворачиваю на улицу Некрасова, а там, под опиленными пару лет назад до состояния фонарного столба липами, гуляют дедушка с внуком. Липы уже слегка обросли и похожи теперь не на голые брёвна, а на ёршик для мытья бутылок. «Деда, это какое дерево?» – интересуется дитя. «Никакое, Ваня... – вздыхает пенсионер. – Это уже не дерево, а не пойми что».
И я вдруг понимаю, что я, весь такой предъюбилейный и патриотичный, с пожилым ворчуном как-то согласен! Как-то целиком и полностью. Может быть, папуасам, привычным сидеть под пальмами, и понравились бы метёлки листвы, оставшиеся от благородных липовых крон после подстрижки «made in ярославский «Горзеленхозстрой», но мне «окультуренные» огрызки деревьев кажутся уродливыми и жалкими.
Молчание корней
Впрочем, есть люди, считающие, что буйная зелень портит красоту нашего города. Они готовы доказать, что опилить накоротко почти все ветки с дерева – значит всем поголовно принести пользу.
Красоты архитектуры откроются для всеобщего обозрения, их не будет закрывать «ненужная» зелень. Электропровода избавятся от риска быть оборванными качающимися ветками. А о том, что случилось бы, рухни вдруг нестриженое дерево на прохожего, и подумать страшно! Но пик логики «стригунов» – обрезка ветвей – приносит массу пользы и самим деревьям! Они омолаживаются, у них бурно развивается корневая система! На этой жизнерадостной ноте взглянем на аргументы господ «городских лесорубов» повнимательнее.
Последний довод (про корневую систему и омоложение) особенно хорош... для тех, чьё образование – «два класса и коридор». Биологи же, услышав про такой способ «развития корневой системы», неприлично громко смеются. Потому, что есть научно обоснованные методы обрезки деревьев, и с тем, что творится в Ярославле, они не имеют ничего общего.
Может быть, учёные мужи витают в эмпиреях, далеки от реальной жизни? Но и реалисты- хозяйственники давным-давно разработали правила обрезки деревьев, которые тоже «не про нас».
Есть четыре вида обрезки – формирующая, поддерживающая, омолаживающая и санитарная, рассмотрим их по порядку.
Формировать крону дерева, делать её ровной и красивой можно лишь в том случае, если дерево не старше двадцати лет. У нас в городе стригут под одну гребёнку всё, на чём растут листья, вплоть до высаженных в первой трети XIX века лип на набережной. Зачастую просто перепиливают ствол старого дерева на высоте трёх-четырёх метров. Не верите? Пойдите в самое сердце города, к храму Ильи Пророка. Там возле ограды музейного сада торчит такой «вековой пень». Так что раз­говоры зеленстроевцев о «заботе о красоте родного города», как бы помягче сказать, не совсем соответствуют действительно­сти.
Остальные три вида обрезки можно применять и к старым деревьям. Но при этом при любом из видов есть железное правило – не опиливать более 20 процентов веток.
При «облагораживании» ярославских улиц срезают до 80 процентов кроны, что равнозначно медленному убийству дерева. Корневая система при потере более чем 20 процентов ветвей не развивается, а деградирует. Корни и крона дерева – две равновесные системы, при резком сокращении одной начинает отмирать вторая. У стриженных «по-ярославски» деревьев отгнивают в первую очередь дальние кончики корней, самая живая, всасывающая питательные вещества из почвы их часть. Но корни молчат, спорить не могут, и поэтому можно говорить про их «развитие и омоложение» что угодно.
Выхлопные газы
три раза в день
Дерево – источник опасности для пешехода, упадёт – убьёт. Этот довод в пользу варварской обрезки деревьев звучит довольно часто. А вот примеров подобных ЧП – единицы. А под колёсами автомобилей каждый год гибнут десятки людей... Давайте машинам колёса откручивать в целях безопасности, а? Давайте спички перестанем продавать, чтобы пожаров не случалось? Нет, безопасность пешеходов – также всего лишь «отмазка» для людей с пилами и секаторами.
С защитой электропроводов от злых деревьев тоже какие-то «сапоги всмятку» получаются.
Деревья зверски опиливают и там, где они в принципе не угрожают никому и ничему. У Юбилейного моста могучий тополь возле охранного предприятия «Беркут» стоит вдали от любых проводов, но всё-таки перепилен пополам и уже никогда не зазеленеет. Возле
детской больницы № 3 целый ряд тополей в стороне от дорог, тротуаров и зданий, в глубине больничной территории, превратили в стоячие брёвна. Под окнами областной онкологической больницы (бывшей больницы «Автотранс») кроны всех старых деревьев изуродовали так, что теперь они похожи то ли на старух в мини-юбках, то ли на костлявые руки мертвецов, тянущиеся из-под земли.
Надо ли объяснять, как полезен больным вид колышущихся под окнами зелёных крон и как вреден бензиновый смрад с близкой автострады, от которого теперь больницу не защищает ничто... Прохожие на окрестных улицах тоже дышат всё более густым смогом.
Второй смысл глагола «пилить»
Я считаю, что истинных причин у тотальной «кастрации» деревьев три – алчность, лень и бескультурье. «Горзеленхозстрой» должен освоить энную сумму денег. Как их легче потратить – возясь с посадкой молодых саженцев? Выполняя сложные операции по пересадке взрослых деревьев оттуда, где они мешают стройкам, на новое место? Конечно, нет! Спиливая все подряд ветви (и стволы), быст­рее истратишь деньги и отрапортуешь о большом объёме проделанных работ! Недаром в народной речи в последнее время так популярен оборот «пилить деньги». В точку, прямо по Гоголю. В этом и кроется высокий пафос деятельности «Горзеленруба», который в Ярославле по ошибке называют «Горзеленхозстроем». Работает это учреждение масштабно, при поддержке власти.
2400 деревьев парка Островского одним росчерком пера бывшей замгубернатора г-жи Скороходовой принесли в жертву перинатальному центру. Никто не спорит, перинатальный центр – объект престижный, но так ли нужно вырубать парк, когда вокруг сплошные пустыри?
На разделительной полосе между автострадой и нефтеперерабатывающим заводом лишили крон длинный ряд тополей. Не иначе – для более быстрого распространения углеводородов в атмосфере? «Реконструкция сквера» на всём протяжении под завязку загруженного машинами проспекта Ленина снесла кроны старых лип.
Одна из некогда самых зелёных и тенистых в городе, улица Воинова (опять же вблизи больницы) недавно превращена в настоящий парад обрубков. Три десятка многолетних лип на Первомайском бульваре срублены под корень. Корчеватели ссылаются на распоряжение заместителя мэра Владимира Слепцова.
Несправедливо винить в стремительном «облысении» Ярославля только чиновников – общая экологическая культура населения тоже «оставляет желать». Напротив «Ринг-премьер отеля» от лип, раньше бывших выше здания казарм, оставили уродливые обрубки. Храмы, утопающие в зелени, – изначальный, светлый символ русской душевности. А «душевность» дня сегодняшнего такова: у храма Ильи Пророка начисто вырубили сирень. Объяснили это так: корни сирени разру­­шали (!) фундамент памятника архитектуры.
Мэрия, больница, церковь, музей (да и прос­тые граждане) стремятся вырубить или опилить дерево перед своим домом, едва заведётся в кошельке копейка. Так, до появления книг Джеральда Даррелла человек считал, что при встрече с любым диким животным единственная нормальная реакция – убить. А теперь миллиарды на заповедники тратит...
На фото европейских городов и старого Ярославля видно: на улицах деревьев почти нет. Как и сегодня у нас. Но европейцы живут в зелёных пригородах, а не в каменных мешках центральных кварталов, по которым турист судит о Лондоне и Париже!
А старый Ярославль окружал зелёный пояс лесов (какой воздух в городе был!). Сегодня выжили одни заволжские боры, всего 2 тыс. га. Даже по скупым официальным нормам, у нас, в некогда самом зелёном городе на Волге, в шесть(!) раз меньше зелени, чем нужно для элементарного сохранения здоровья жителей!
Мэрия заявляет о посадке к юбилею 600 яблонь и 2000 лиственниц – приятно. Для сравнения: к 300-летию города в вовсе не промышленном Петрозаводске посадили 100 тысяч деревьев... Вопрос: кто работает «для галочки», а кто на совесть, на фоне «лесоповала» в Ярославле звучит риторически.
При всей неприглядности ситуации выход есть, и его знают во властных кабинетах. Советник губернатора по экологии Владимир Лукьяненко неоднократно говорил о необходимости принять закон о защите зелёных насаждений в городах и поселениях Ярославской области, разработать генеральный план озеленения города. И это отнюдь не «заскоки» реформатора. Москва такую программу приняла ещё в 1993 году, а такой закон – в 1999-м. Но разве нам, гордым ярославцам, эта чванная Москва – пример? Нам секатором как-то привычнее...
 
От редакции: Предвидим, что у многих из тех, кто отвечает за зелёный наряд города, возникнет желание поспорить с автором этих заметок. Готовы предоставить для этого место в газете.

Читайте также
  • 26.12.2012 Двери: от зари человечества до нашего времениНаверное, первой дверью в жилище человека условно можно считать огромный валун, которым первобытные люди на ночь перекрывали вход в пещеру, спасаясь от нападений хищников.
  • 15.12.2012 Дорогой подарок из деревни Браташино«Такого ещё не было, – рассказывает специалист отдела по праздничному оформлению города Владимир Анатольевич Салтыков. – В мэрию
  • 14.12.2012 Зелёная гостья из ИльинскогоВчера на Успенской площади в Угличе начали украшать лесную гостью – девятнадцатиметровую ёлку. Дело непростое и не на один день. А накануне повесили гирлянды с иллюминацией.
  • 09.04.2010 Пора обрезкой занятьсяДеревья и кустарники в вашем саду уже почти полностью ото­шли от глубокого зимнего покоя, и пока почки ещё не набухли, пора обрезкой заняться.
  • 13.10.2007 Обрезка деревьев: осень или весна?Как сказывается осенняя обрезка на плодовых деревьях, спрашивают нас садоводы, и стоит ли проводить это мероприятие сейчас?
  • 04.03.2006 Поможем дереву выжить В одном из предыдущих выпусков «Усадьбы» мы затрагивали тему восстановления подмерзших плодовых деревьев, но тревоги садоводов продолжают расти. Морозы не отпускают.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • В Новый год – на крыльях и колёсахС приятного известия начался новый год для ярославской промышленности. Правда, пришло оно издалека –
  • Опять куриная войнушкаЗнакомый фотокор, зашедший на огонёк в редакцию, услышав разговор об американских окорочках, припомнил:
  • С надеждой и заботойЯрославскому региональному отделению детского фонда исполнилось 22 года. Отделение активно работает по