Понятие «домашний арест» появилось в законодательстве ещё восемь лет назад. Однако до сегодняшнего дня не были определены конкретные органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением как самого домашнего ареста, так и установленных ограничений.
В законе чётко прописано, что данная мера наказания возможна лишь на этапе проведения предварительного следствия или в ходе рассмотрения уголовного дела в суде. Домашний арест будет применяться как основной вид наказания – на срок от двух месяцев до четырёх лет (!) – за преступления небольшой степени тяжести (это касается краж и мошенничества), а в качестве дополнительного к лишению свободы – на срок от шести месяцев до двух лет – за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления. Закон будет оставлять таких осуждённых на воле, но для них устанавливаются ограничения.
Им нельзя будет уходить из дома в определённое время суток, выезжать за пределы территории своего поселения, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, изменять место жительства или пребывания, место работы и учебы без согласия специального надзорного органа.
По задумке законотворцев, предполагается, что обвиняемый или подозреваемый будет снабжён электронным маячком. Проще говоря, особым браслетом, который будет посылать специальные сигналы диспетчеру о месте нахождения своего владельца. Это небольшой прибор в виде часов, который можно прикрепить к ноге или на руку арестованного. Работает такое устройство в трёх режимах. В комплект к нему идут приёмник, напоминающий мобильный телефон, и стационарная система, которая будет установлена в квартире правонарушителя. Если домашний арестант захочет избавиться от браслета или покинет жильё, то на пульте дежурного мгновенно загорится кнопка тревоги.
Некоторым «окольцованным» гражданам разрешат даже ходить на работу или в магазин. Но только по строго определённому маршруту. Подобный эксперимент успешно идёт в Воронеже, где более 200 осуждённых носят электронные браслеты, которые поступили в Россию в октябре прошлого года на средства, выделенные Евросоюзом. Браслеты используют четыре уголовно-исполнительные инспекции, а также одна колония-поселение. Пока в Ярославскую область ни одного такого устройства не поступило.
Как полагают правозащитники, заключение под домашний арест будет особенно эффективным для подростков. Не секрет, что часто малолетние хулиганы воспринимают условный срок как безнаказанность. В этом случае самым разумным компромиссом как раз и может стать домашний арест.
Но вопросов, связанных с новым видом уголовного наказания, возникает много. Всем ли хватит электронных браслетов? Сколько будут стоить эти браслеты и какой бюджет их будет оплачивать? Совершенно неясно, что разрешается арестантам, а что нет. Из дома таким арестованным выходить нельзя, а в гости к ним можно ходить? А горячительные напитки с собой приносить разрешается или придётся довольствоваться чаем с конфетами?
Однако руководителем уголовно-исполнительной инспекции ФСИН докладывают, что к применению нового вида наказаний готовы. Начальник отдела исполнения уголовно-правовых мер управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ Татьяна Никитина объяснила, как этот закон будет применяться на практике.
– После вступления в силу приговор в отношении осуждённого к ограничению свободы направляется в уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ). Получив приговор, инспекция в течение 15 дней вручает осуждённому уведомление о необходимости его явки в трёхдневный срок. Дата явки в инспекцию является датой поставки осуждённого на учёт, и с этого момента начинается исчисление срока отбывания наказания. Осуждённого фотографируют, снимают отпечатки пальцев, все данные о нём заносятся в автоматизированную базу данных. Приговорённый к ограничению свободы гражданин обязан являться от одного до четырёх раз в УИИ для регистрации. Кроме этого инспектора сами посещают осуждённого, с которым проводят воспитательную работу с участием психологов. Также в обязанности сотрудников УИИ входит оказание при необходимости помощи в его трудоустройстве.
Как новый закон будет реализовываться у нас в регионе, сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области, к сожалению, пояснить так и не смогли. Начальник пресс-службы УФСИН по Ярославской области Алексей Пичуев сказал: «Закон только вышел, и как его воплощать в жизнь, никто не знает. Ждем инструкций из Москвы».
А пока инструкций нет, желающие могут записаться на личный приём к начальнику УФСИН по Ярославской области Николаю Запруднову 21 января в общественной приёмной полномочного представителя Президента России в ЦФО по Ярославской области. Запись ведётся с 13 до 18 часов по телефону 30-56-38. Пообещали, что Николай Александрович ответит на все вопросы.