Речь идёт о введении в обиход так называемого электронного проездного. На смену старому доброму бумажному билетику и традиционному проездному приходят электронные транспортные карты, с которыми в трамвае, троллейбусе и автобусе будут впредь «разбираться» неподкупные валидаторы – специальные считывающие устройства.
Несколько ярославцев были командированы в Санкт-Петербург, где электронный метод давно вошёл в обиход, и изучили в качестве пассажиров питерский опыт на себе. На сегодняшний день с принципом действия валидатора знакомы после соответствующего обучения многие кондукторы. Ведь уже в этом месяце устройства для считывания данных пассажиров появятся в трамваях. 25 января пассажиры смогут купить электронный билет. Затем новый метод будет опробован в троллейбусе и автобусе. Возможно, со временем очередь дойдёт и до маршруток.
Электронный проездной билет представляет из себя по внешнему виду обыкновенный (привычный для тех, кто пользуется кредитными карточками) пластиковый прямоугольник. В пункте продажи проездных документов через специальный терминал на электронный проездной вы закачиваете сумму, равную цене обычного проездного. Через каждые тридцать дней надо не забывать пополнять баланс. Проездной нового типа не нужно выбрасывать, чтобы купить новый (зачем ещё раз потом платить за саму пластиковую карту 38 рублей?). Пополните баланс и продолжайте ездить с этим документом ещё несколько лет...
Естественно, на первых порах пассажиры, купившие впервые электронный билет, будут ощущать себя при входе в тот же трамвай не в своей тарелке. Ну, вошёл, и что дальше? На самом деле всё очень просто. Надо всего-навсего предъявить карточку кондуктору. Тот валидатором зафиксирует поездку (прибор считает информацию с карточки).
На часть вопросов наших читателей, связанных с введением электронных проездных, были даны ответы в корреспонденции «И проездной будет электронный» в номере «Северного края» за 25 декабря прошлого года. Однако вопросы продолжают поступать. На них мы попросили ответить директора МП «Яргортранс» Анатолия Сурикова.
– Анатолий Геннадьевич, потенциальных обладателей электронных проездных, в частности, интересует, как узнать, сколько денег в тот или иной момент осталось на карточке.
– В период обкатки нововведения в нашем городе об этом пока не стоит задумываться. В основе – прежний, календарный, принцип. То есть купил карту и пользуйся ею в течение месяца хоть по сто раз в день. Разница лишь в том, что если по бумажному проездному мы ездили с первого по последнее число месяца, то электронный билет действует со дня его так называемой активизации: заплатил 15-го, пользуйся до 15-го числа следующего месяца.
– А вдруг я за день смогу исчерпать месячный лимит?..
– На здоровье. Пока...
– Ещё такой вопрос задают. Допустим, человек заплатил, валидатор зафиксировал. Но едва кондуктор растворился в салонной толпе, как появился контролёр. Как ему докажешь, что не «заяц»?
– У контролёра точно такой же, как и у кондуктора, аппарат. И он покажет, заплатили вы или едете бесплатно. Со временем прибор научат фиксировать не только сам факт оплаты, но и точное время контакта пассажира с кондуктором.
– В редакцию звонил житель Тутаевского района. Говорит, дескать, я приехал в Ярославль по делам на один день, так мне что, месячное «электро» покупать?
– На такие случаи остаются в обороте разовые бумажные билеты. В Питере, кстати, уже давно действуют транспортные пластиковые карты на 10, 20 дней. Этот опыт и мы со временем внедрим.
– Деликатный вопрос поступил. Спрашивают: не вызовет ли вводимое новшество оттока кондукторов, ведь не секрет, что возможность подработать за счёт вторичной реализации уже проданных билетов скоро развеется, как дым...
Надеемся, что большинство наших кондукторов честные люди. Питерские коллеги говорят, что с введением «электронки» массового оттока кондукторов не наблюдалось.