Трудной была его жизнь: лагеря, ссылка. В 1938-м вместе с родными пришлось уходить, вернее, уплывать на плоту из брёвен собственного дома из затопляемой Мологи. А до этого увидел и пережил Павел Груздев закрытие и разорение православных храмов и монастырей, и среди них особенно близкого его сердцу Кирилло-Афанасьевского Мологского монастыря, где прошли детство и юность. Здесь состоялась и всё определившая в его жизни встреча восьмилетнего Павелки с будущим святым – святителем Тихоном. Он подарил Павлуше подрясник, скуфейку и чётки, словно благословив тем самым отрока на монашество.
Так всё и произошло. Павел Груздев действительно принял постриг. Знал батюшка, становясь монахом, что за путь выбирает. И всё-таки иного не мыслил. А уже в 1941 году он был приговорён к шести годам заключения по сфабрикованному тогда делу группы церковнослужителей во главе с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым) и отправлен в Вятлаг. Там, в неволе, крепли и утверждались его вера и молитва. И сила её была такая, что растапливала снег.
Две судимости за веру, два срока отбыл отец Павел. В 1958 году они были сняты с него, словно ничего и не было. Вернувшись в Тутаев к родителям, он работал на благоустройстве города, по вечерам и в выходные служил на клиросе в Леонтьевском храме. А вскоре началось и иное его служение – уже в сане священника. Сначала в Воскресенской церкви села Борзова Рыбинского района, а затем и в Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района. Здесь отец Павел прослужил тридцать два года. Именно сюда приезжали к батюшке многочисленные паломники со всей страны, здесь в ярославской глубинке, местечке, которое и на карте области не сразу сыщешь, он, монах, обрёл десятки духовных чад. Среди них были учёные и студенты, будущие священники и самые простые верующие люди. Многие из них и собрались вчера на могиле отца Павла на Леонтьевском кладбище на левобережье Тутаева. Все, кто знал отца Павла лично, кто знает теперь о нём по книгам и воспоминаниям его духовных чад, верят, что обрёл он у Господа особую благодать, и потому обращаются к отцу Павлу, как к живому, прося у него молитвенной помощи. Каждый получает по вере своей. Чудесных рассказов об этом на могиле отца Павла можно услышать немало. А самое главное чудо видно всем: время отодвигает нас всё дальше от дней земной жизни батюшки, уходят и его духовные чада, а людей, приезжающих на его последнее пристанище, меньше не становится. Напротив, их всё больше и больше.