Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Сейчас в Ярославле достаточно трудно добраться со стороны Московского проспекта в центр города. Легковые автомобили сотрудники ГИБДД отправляют через Толбухинский мост. Пассажирский же городской транспорт идёт по ремонтируемому старому мосту через Которосль. Тяжело идёт, сквозь большие пробки. Однако масштабное строительство требует жертв.
Олег ТАТАРЧЕНКОВ Андрей ПАСХИН
Ледокол на Которосли Около двенадцати часов пополудни. Мороз ощутимо щиплет щёки, солнце бликует от нетронутых сугробов под мостом через реку Которосль. На мосту длинной колонной выстроились пассажирские «патэпэшные» бело-зелёные автобусы, разномастные маршрутки, разделённые цветными вкраплениями легковых автомобилей. Странно, но все стоят смирно. Никто не стремится подрезать собрата по дороге и поскорее умчаться вдаль. Сотрудник ГИБДД в ярко-салатовом жилете поверх толстого милицейского бушлата лениво топчется рядом с патрульными «жигулями». Ему холодно и скучно: нарушителей нет. Движение по мосту одностороннее – мигнул светофор зелёным, колонна потянулась в сторону Богоявленки. Загорелся красным – все стоят, пропуская встречное движение. Глаз радуется на водительскую дисциплинированность. Всегда бы так... Под мостом на Которосли морозный воздух рвёт натужный рёв дизеля. Серый, невзрачный, на первый взгляд, катерок борется за лавры ледокола. С отчаянной отвагой он бросается на толстую кромку льда, по-тюленьи заползает на неё едва ли не всем корпусом, ломает и – съезжает назад. И так раз за разом. За кормой катера под винтами бурлит вода, густо перемешанная толстыми обломками льда. И только забравшись на мост и посмотрев вниз, понимаешь, каково приходится этому волжскому труженику. Между фермами – густое крошево серо-голубых кусков толщиной не менее десяти – пятнадцати сантиметров. Впрочем, забраться на мост – тоже проблема. С левой стороны его (по движению от центра города) пешеходного тротуара нет. Только деревянная опалубка, за ней тянутся металлические горизонтальные балки, под которыми пустота. Натоптанная тропинка, ведущая наверх через засыпанную полностью снегом лестницу, оказывается лукавой, поскольку ведёт в «никуда» – на проезжую часть, по которой то в одном, то в другом направлении движется транспортный поток. Конечно, можно рискнуть и проскочить перед носом очередного автобуса, но в десятке метров, под стенами Спасо-Преображенского монастыря, стоит очередная «десятка» гаишников, около которой, как милицейский Дед Мороз, прогуливается со своим полосатым посохом лейтенант ГИБДД... Единственная возможность попасть на мост – нырнуть под него, пробраться по натоптанной тропинке через нагромождения арматуры, бетона, мимо огромного плавучего крана и, поднявшись по деревянной лестнице, оказаться на другой его стороне. Под мостом со стороны Московского проспекта рядом с японским «КАТО» рабочие разматывают кабели. – Мужики, как вашего прораба найти? – спрашиваю их. – Как увидишь небритого угрюмого мужика в кожаной куртке, знай, что это он, наш прораб Барышев, – шутят они. Мост наш древний, «американский»... О дате создания моста через реку Которосль мимо Спасо-Преображенского монастыря, более известного туристам как Ярославский кремль, историки спорят до сих пор. По одним сведениям, он был построен исключительно из военных соображений в 1812 году, во время Отечественной войны с Наполеоном. Деньги на его постройку дал ярославский промышленник Оловянишников. Впрочем, до этого момента с незапамятных времён ярославский закоторосльный посад с центром города соединяла деревянно-земляная дамба, которую тоже с некоторой натяжкой можно назвать мостом... Затем была реконструкция во время правления императора Николая Первого, благодаря которой мост был значительно расширен и укреплён. В этом виде он дожил до эпохи «первого русского капитализма» в конце XIX века. По одним источникам, в 1853-м, по другим, в 1874-м, его деревянные фермы и пролёты были заменены на металлические. Именно тогда мост прозвали «американским». Почему именно так, единого толкования нет. Одни говорят, что это произошло потому, что мост проектировал американец (правда, немецкого происхождения) Шпейер. Другие утверждают, что прозвище это инженерное сооружение получило благодаря современным, по тем временам, «металлическим» технологиям. А всё современное тогда (да и сейчас) ассоциировалось в России с Америкой. Как бы там ни было, «американский» мост благополучно пережил Великую Отечественную войну, во время которой по нему двигались танки. И был реконструирован в 1961 – 1962-м годах. (Кстати, во время реконструкции со дна реки был поднят грузовик, упавший туда ещё во время войны.) Тогда металлические «американские» конструкции были заменены на отечественные железобетонные. И вот пришло время новых перемен... Всё возвращается на круги своя... Сейчас работы на Которосльном старом мосту (его так можно называть с учётом Толбухинского и нового, возводимого в нескольких сотнях метров вверх по течению) ведутся ярославской организацией «Мостоотряд-6». Это мостостроительное предприятие в рекламе не нуждается, достаточно вспомнить его труды по реконструкции железнодорожного моста через Волгу и возведению нового, «Юбилейного». С учётом немалого объёма работ «Мостоотряд-6» (он возводит и новый которосльный мост) пополнился большим количеством рабочих не только из Ярославля и области, но и из соседних регионов – Иванова, Вологды. Сейчас на его объектах работает вахтовым методом около 400 человек. Вахта длится две недели, затем – отдых. Работы ведутся круглосуточно. Как рассказал мне прораб участка Евгений Барышев, главной задачей является замена уже отслуживших свой срок железобетонных балок на металлические. В то же время износившиеся опоры моста (которые менять невозможно) одеваются в новый панцирь из железобетона. Сейчас выполнены работы по замене балок на половине моста. Впереди – вторая половина и укрепление железобетоном опор. Все работы должны быть выполнены к 1000-летию Ярославля. Почему так долго? – спросите вы. Дело в том, что строительство нового моста под транспортную развязку и реконструкция старого «американского» ведутся параллельно, с учётом использования всей мостостроительной техники. Специалисты говорят, что для ускорения процесса можно было сначала сделать один мост, затем приниматься за другой, но... Проект именно такой. Поэтому ярославцам ещё долго придётся простаивать в пробках, дожидаясь проезда в центр и из него... Что же касается катера, героически ломавшего лёд на реке, выяснилось, что таким образом он очищал пойму для манёвра огромного мостового крана. На такие вещи стоит посмотреть, чтобы оценить вновь уже подзабытое определение «трудовой подвиг».
Читайте также
30.07.2010За рекой Корбухой
Более двадцати лет жители деревни Никольское Некоузского района, расположенной на живописном берегу реки Корбухи, жили в буквальном смысле отрезанными от внешнего мира.
26.12.2009Ремонтно-реставрационный бумИз многочисленных предъюбилейных мероприятий ремонтно-реставрационные работы – самые очевидные. В том смысле, что они у всех на виду. Даже самые
19.08.2009Штраф за «героизм»По две тысячи рублей должны заплатить родители двух
12-летних мальчишек, решивших попрыгать с моста через речку Пертомку, протекающую в центре Пошехонья.
03.07.2008Латать – не за что хватать«Городок наш разделяет река, очень разные её берега», – пел Юрий Антонов. Под каждым словом этой песни готовы подписаться сегодня жители Переславля-Залесского,
05.06.2008Мост утонулНЕКРАСОВСКОЕ. В посёлке Некрасовское снова затонул понтонный мост через Солоницу. Он очень важен для многих жителей – тех, у кого за рекой дачные участки.
09.11.2007Бюджет напряженный, но реальныйВ мэрии Ярославля прошли общественные слушания по проекту бюджета на будущий год. Мэр Виктор Волончунас назвал главные направления расходов: подготовка