понедельник 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 2

пятница, 04 декабря 2009

Закат роддома на набережной

Быть или не быть первой клинической больнице на Волжской набережной? Этот вопрос уже месяц обсуждается медиками, чиновниками, представителями общественности Ярославля. В минувший вторник на заседании комиссии по социальной политике областной Думы депутаты высказали своё мнение по поводу закрытия первой клинической
и рекомендовали мэрии Ярославля решить вопрос с трудоустройством персонала.

автор Олег ТАТАРЧЕНКОВ    фотограф Фотоколлаж Андрея ПАСХИНА

 

Легендарная больница
Первая клиническая больница ведёт своё начало с исторического 1861 года, когда было отменено крепостное право. Тогда Российская империя в первый раз начала строить капитализм. В ту эпоху надежд на прогресс и смягчение человеческих нравов Ярославское общество врачей основало на Волжской набережной губернского центра корпус для акушерской гинекологической помощи. Позже, в 1913 году, на деньги фонда призрения слепых, пожертвования состоятельных горожан и членов императорской семьи в том же месте была пристроена глазная больница, а с 1916 по 1924 год возведён и родильный дом.
До 1934 года, когда Ярославскую область отделили от Ивановской укрупнённой промышленной области, это лечебное учреждение продолжало содержаться на средства уже советского общества врачей. В 1944 году был открыт Ярославский медицинский институт, ныне – академия. С того времени первая клиническая стала постоянной базой для кафедры акушерства и гинекологии медакадемии.
На протяжении всего двадцатого века первая клиническая больница была и остаётся эталоном качества медицинской помощи. Ни в коей мере не умаляя заслуг и достижений врачей из других аналогичных по профилю учреждений, можно с уверенностью сказать: рожать и лечиться в первой клинической престижно. Хотя комфортом больница не баловала (как и большин­ство клиник Ярославля с «историей»), в неё стремились из-за профессионализма врачей. По той же причине славится своей хирургией и травматологией ровесница «родилки с набережной» весьма далёкая от комфорта Соловьёвка.
Впрочем, в конце двадцатого века клиническая больница № 1 в числе первых стала улучшать свои бытовые условия. С 1999 по 2006 год было построено новое административное здание. На 35 миллионов рублей ярославских налогоплательщиков реконструирован акушерско-гинекологический корпус, приобретены на 9 миллионов рублей новейшее медицинское оборудование и специальная медицинская мебель. Кроме того, с 2006-го по сентябрь 2009-го на 7,4 миллиона рублей из местного бюджета дополнительно отремонтировали терапевтическое, гинекологическое и акушерское отделения.
Перефразируя изречение «мы все вышли из гоголевской шинели», можно с уверенностью сказать: все акушеры и гинекологи Ярославской области, тысячи врачей, практикующих в других регионах, и десятки, нет, сотни тысяч ярославцев в прошлом и настоящем вышли из роддома на набережной. Будущего у него, скорее всего, нет.
Перинатальный младенец
«Что слава? – Яркая заплата//На ветхом рубище певца.//Нам нужно злата, злата, злата://Копите злато до конца!» – сказал Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, гений не про первую клиническую сказал, но попал в точку.
Официальной причиной так называемой ре­структуризации клинической больницы № 1 стало запланированное сокращение койко-мест в лечебных заведениях города. Известно, что сейчас далеко не все места заполнены больными, тем не менее на их содержание тратятся бюджетные деньги, содержится медицинский и обслуживающий персонал. Таких лишних койко-мест насчитали порядка 269. И сокращать их, согласно приказу директора департамента здравоохранения мэрии Ярославля Андрея Шошина, начали с клиники на набережной: как самостоятельное медицинское учреждение она будет ликвидирована вместе со своими 190 койками.
Первой попадает под сокращение отделение гинекологии номер один. Его медицинский персонал в количестве тридцати человек уже получил уведомления об увольнении с 1 февраля 2010 года. Второе отделение вместе с родильным домом планируют закрыть летом, как только введут в строй перинатальный центр в Брагине. Муниципальный заказ на оказание такого вида медицинских услуг переходит в аналогичное по профилю отделение медсанчасти ОАО «Автодизель», что на Тутаевском шоссе в Дзержин­ском районе Ярославля. В перинатальный центр отправят и сокращённое наполовину отделение патологии беременности. Терапию переведут в свою очередь в пустующий сейчас профилакторий медсанчасти шинного завода.
В результате этих мер комплекс зданий на Волжской набережной оказывается освобождённым от молодых мам в цветастых халатиках и медперсонала в халатах белого цвета. Как выяснилось, такая картина очень раздражала приезжающих гостей из Москвы. И, по словам заведующего первым гинекологическим отделением больницы Евгения Земскова (отделения, которое первым «идёт под нож»), медперсоналу «было рекомендовано» не передвигаться между корпусами в белых халатах. Надо полагать, чтобы не дразнить уважаемых туристов?
Итак, исторические и не очень здания в самом престижном и дорогом месте Ярославля освобождаются. Для чего? Как заявил автору этих строк председатель комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля Владимир Кусков, речь не идёт о продаже этого комплекса зданий.
– Ходят слухи, что эти здания хотят продать под гостиницу. Это не так! Более того, комплекс клинической больницы № 1 даже не включён в список по приватизации на 2010 год, – сказал Владимир Иванович.
Менее категоричны были депутаты муниципалитета на последнем заседании профильной комиссии, где обсуждалась (впрочем, вполне спокойно, как вопрос давно решённый) судьба больницы. То они говорили, что не собираются его продавать и вообще не уверены, что его кто-то купит (в таком случае зачем устраивать пустующую историческую трущобу в центре города?), то вдруг принимались активно сетовать, что неоткуда взять денег на пополнение дырявого бюджета.
Одним словом, официальная версия такова: больница сокращается по причине лишних коек и введения в строй перинатального центра – этого младенца-великана, не влезающего ни в одни бюджетные «пелёнки», зато успешно отпихнувшего от «бюджетной груди» своих более старших собратьев. Почему начали с первой клинической больницы? Тут ответ тоже однозначен, хотя и не столь официален. Он мне стал ясен, когда представителей профкома первой больницы на заседании муниципальной комиссии по социальной политике лишил слова её председатель депутат Станислав Белокуров, главный врач... медсанчасти ЯМЗ. Понятно: никому не хочется лишаться бюджетного финансирования. А если есть возможность получить ещё и дополнительный муниципальный заказ... Получается, что при молчаливом согласии остального медицинского сообщества был найден кандидат, чья ликвидация позволит менее болезненно пережить сокращение койко-мест в области и городе. Вполне возможно, что и слава «родилки номер один» кому-то не давала спокойно спать... В общем, ситуация почти по Гоголю: общество врачей дало больнице жизнь, оно же её и отобрало.
Скоропалительность такого «назначения в стрелочники» подтверждает тот факт, что оказывающимся не у дел медицинским работникам забыли предоставить новые рабочие места и провести среди них обычную разъяснительную работу. Ситуация приобрела столь конфликтную форму, что было решено провести слушания по этому вопросу на заседании комиссии по социальной политике областной Думы.
Медики без работы
не останутся?
Претензии депутатов областной Думы заключались в следующем: десятки миллионов бюджетных рублей были вложены в эту больницу, в отделениях – прекрасные палаты на одного-двух человек, в самой клинике находится уникальное эндоскопическое оборудование, на котором проводится большинство операций в городе. Более того, она – единственная в Ярославле, где ведётся круглосуточное дежурство в гинекологических отделениях. Зачем город лишать лучшего, что есть в этой сфере?
– Ну, во-первых, такая больница – не единственная в городе, – парировал заместитель мэра Юрий Мурашов, защищавший проект, – эндоскописты есть и в других лечебных учреждениях. Что касается комфортных палат, то таких в больнице всего 28 единиц. В остальных лежат так же, как и в медсанчасти ЯМЗ, – по восемь – десять человек, имея один туалет и душ в конце коридора.
Конечно, автор этих строк не специалист в гинекологии и эндоскопии, но то, что палаты в первой рассчитаны на меньшее количество больных, видел собственными глазами. И нельзя считать нормальным, когда больные женщины выстраиваются в очередь в душ. Здесь я полностью согласен с депутатом Василием Кандыбо.
– На дворе двадцать первый век, имеет ли смысл лучшее переделывать на худшее? Более того, когда человек отработал в одном месте 15 – 20 лет, состоялся как профессионал, и он переходит потом в другой коллектив, речь может идти о потере квалификации, – говорил он.
Перед заседанием обозреватель «СК» разговаривал с заведующим «первой гинекологией» больницы Евгением Земсковым.
– Если в рамках реструктуризации невозможно сохранить больницу как единый организм и нужно заполнять гигантский перинатальный центр, мы предлагали оставить в новом корпусе только гинекологические отделения. Для нас важно сохранить уже сложившийся профессиональный коллектив. Но нас никто не стал слушать, – сказал Евгений Алексеевич.
Заведующий «второй гинекологией» больницы Владимир Антонов сказал мне накануне:
– Кому мы нужны? В тех больницах, куда передаётся муниципальный заказ, есть свои врачи-специалисты, которые работают с полной нагрузкой. Мне пятьдесят лет. Кто меня возьмёт? На завод бы пошёл, но и там сокращения!
На заседании думской комиссии Андрей Мурашов снова и снова убеждал собравшихся, что предстоящее упразднение больницы никоим образом не связано с планами приватизации комплекса зданий на набережной, и что с сокращением двух гинекологических отделений жители Кировского, Ленинского и Фрунзенского районов не лишатся доступной медицинской помощи. Впрочем, под нажимом депутатов он всё же оговорился, что планируется поиметь на этой сделке порядка 400 миллионов рублей.
Жирную черту под дебатами подвёл заместитель председателя областной Думы Николай Александрычев:
– Из обсуждения видно, что решение мэрии по реструктуризации больницы не проработано в части трудоустройства персонала. Предлагаю в решении это отразить. Мы хотим быть уверенными, что медики не останутся без работы.
Решение после голосования было таким: «Принять информацию к сведению, рекомендовать мэрии города Ярославля решить вопрос с трудоустройством персонала больницы».
После заседания, что называется, в кулуарах, я встретился с директором городского департамента здравоохранения Андреем Шошиным.
– Никто, собственно говоря, изначально не собирался упразднять первую клиническую, – сказал мне Андрей Алексеевич. – Я сам был главным врачом и всё прекрасно понимаю, но этот гигантский перинатальный центр, который должен быть заполнен, спутал все планы. Я понимаю – жалко, но здесь нужно подходить к делу без эмоций. А люди без работы не останутся: по городу около 200 вакансий.
Правда, он не уточнил кого – санитарок, нянечек, участковых врачей?
На следующий день я позвонил гинекологу Земскову и поинтересовался, предложили ли ему какое-либо место.
– Нет, – ответил он, – всё по-прежнему на уровне слухов, предположений. И ни одного официального заявления.
Быть может, с точки зрения современности роддом в исторической зоне Ярославля – анахронизм. И женщины нисколько не пострадают от того, что будут лечиться и рожать не в центре города, а в перинатальном центре среди брагинских берёзок. И деньги в год 1000-летия Ярославля да ещё в эпоху кризиса будут нелишними. И найдётся какой-нибудь нувориш, что переделает бывшую больницу под гостиницу.
История вряд ли сохранит имена чиновников, предпринявших эту «реструктуризацию». А больницы не станет. Исчезнет по-настоящему живой исторический памятник, пуповиной связывающий тысячи ярославцев с прошлым. И не будут горожане, прогуливаясь по Волжской набережной, говорить: «Вот здесь я родился, и мой сын, и мои внуки...» А если будут, то с совершенно другим выражением на лице.

Читайте также
  • 17.11.2012 В зоне риска – каждый десятый Кто и как заботится о нашем психическом здоровье, помогает его восстановить и сохранить? Об этом и о многом другом мы беседуем с главным врачом
  • 03.10.2012 Проверка показала: область на верном пути В Ярославской области завершилась комплексная проверка реализации программы модернизации системы здравоохра­нения. Чтобы подвести её итоги, вчера в
  • 23.12.2008 Вызов инсультуИнсульт – широко распространённое заболевание наших дней. Ежегодно в России им заболевают 450 тысяч человек, только 10 процентов из которых возвращаются потом к полноценной жизни.
  • 21.12.2007 Сошедшие с небесНемногие помнят времена, когда в отдалённой сельской местности не то что на машине, а и на тракторе было не проехать. И если там серьёзно заболевал человек,
  • 29.06.2005 Новое отделение для маленьких пациентов В воскресенье в данилов-ской центральной районной больнице открылось новое дет-ское отделение. В отличие от прежнего, рассчитанного на 20 коек и ютившегося
  • 18.04.2002 Запахи реабилитации В Пошехонье состоялся областной семинар руководителей реабилитационных отделений при центрах социальной помощи населению. Здесь реабилитационное отделение
Комментарии

Гость | 18.10.2011 в 22:26 | ответить0

да очень жаль! Разрушать всегда легко

 

Гость | 20.10.2019 в 08:13 | ответить0

я вмегда буду говорить, что я здесь родилась????

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают