Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Поводом к обращению к этой теме стала реконструкция улицы Большой Октябрьской. Сколько копий сломано по поводу того, убирать отсюда трамвай или нет, но никому в голову не пришло, что не менее острой проблемой может стать столб.
Татьяна ЕГОРОВА Андрей ПАСХИН
Обыкновенный, на который вешают провода и светильники, он всегда был олицетворением незыблемости мироздания. Столб он и при царизме столб, и при советской власти, и в наше никак не обозначенное политологами время – столб есть столб. Во все века неизменный. Ну разве что ради сохранения лесного богатства страны столбы стали делать с некоторых пор не деревянными, а железобетонными и металлическими. Протестов не последовало. Вывод – народ «за». Чего не скажешь о нашем случае. Как говорилось в одном старом фильме, улица полна неожиданностей. В том числе Большая Октябрьская. В процессе её реконструкции столбы, по выражению нашего читателя Валерия Михайловича Панкратова, «пошли в пляс». Вместо того чтобы стоять, как принято, у бордюров, они вылезли на тротуары, местами встали чуть ли не посередине, того и гляди лоб расшибёшь. А местами, не поверите, почти прижались к стенам домов. «Залез на столб и шагнул прямо на балкон, – предвидит возможную ситуацию с домом № 124 наш читатель Сергей Михайлович Шароваров. – А светильник с другого столба светит прямо в окно». Мало того, столбы (цитирую ещё одного читателя) «навтыкали почём зря» у памятников архитектуры. В юбилейные дни, когда Ярославль будет отмечать своё 1000-летие, гости города смогут любоваться богатой лепкой Дома работников образования на углу Большой Октябрьской и Собинова только на фоне столба. И на фотографиях, которые они захотят сделать, на первом плане будет столб (на снимке). Последнее обстоятельство особенно обидно, поэтому первый, к кому редакция обратилась за комментарием, был председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов. Как выяснилось, Юрий Иосифович полностью «в теме». Больше того, сам возмущён не меньше: – Все работы в непосредственной близости от памятников должны согласовываться или с нами, или хотя бы с собственниками. Ни одного случая согласований в связи с реконструкцией улицы Большой Октябрьской не было. Столбы, вылезшие на тротуар, препятствуют обзору памятника, затрудняют или вообще делают невозможным его ремонт и реставрацию. Комитет направил соответствующее предписание в мэрию как заказчику этих работ: мы настаиваем, чтобы была сделана переустановка столбов. И не только на Большой Октябрьской. Дом-памятник по Московскому проспекту, 27/14 (в нём сейчас почта) тоже обезображен столбом. Юрий Аврутов сделал таким образом всё, что мог, на данном этапе. А что собираются делать в ответ соответствующие службы? Как выяснилось, ничего. Во всяком случае, пока. Заказчик работ по реконструкции улиц – «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ города Ярославля». Заместитель директора Галина Тимофеевна Смирнова сослалась на то, что всё сделано по проекту: – Если кто-то считает, что столб установлен не на месте, пусть обращается в департамент ЖКХ. Каждый такой вопрос может быть рассмотрен в индивидуальном порядке. Примут там решение, мы будем работать с проектировщиками. Генеральный заказчик – департамент дорожного хозяйства, решение может принять и он. Чем больше, однако, вникаешь в проблему уличного столба, тем больше хочется узнать, почему же всё-таки для него выбрано это место, а не какое-нибудь другое. Проще всего было бы обратиться к уже упомянутым проектировщикам, а именно – в Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры. Но оказывается, этот институт находится... в Тюмени. Из Тюмени, конечно, виднее, где какой столб у нас ставить. Но раз именно эта организация выиграла тендер, то о чём разговор. Я о другом. Вернее, всё о том же: почему всё-таки столб на углу Большой Октябрьской и Собинова врыт посреди тротуара? Не потому ведь, что кто-то так пошутил, должно же быть хоть какое-то обоснование. И не может быть, чтобы ярославские специалисты совсем при этом были проигнорированы. Так и есть, подтвердила инженер технического надзора Елена Николаевна Баруздина, обоснование есть: – Улица стеснённая, стоит копнуть, там и водопровод, и канализация, и газ, и электричество. Надумаешься, как на них не попасть. Та же проблема на Первомайской, Ушинского, других старых улицах. Там были первые сети в Ярославле, некоторых нет ни на каких схемах. Когда ставят опору, вызывают горгаз, связистов, кого только ни вызывают, чтобы разобраться, что там в земле. А там двадцать четыре канала, каждый в отдельной трубе, и представитель каждого ведомства стоит стеной: наш не трогайте, не имеете права. А вдруг тут же ещё выпуск канализации из дома... Кому-то обязательно не угодишь. Искренне сочувствуя всем причастным к столботворению, замечу, что некоторых интересует не только, что внизу каждой опоры, но и что наверху. Читатель Андрей Владимирович Гаврилов спрашивает, почему на Большой Октябрьской, пользуясь реконструкцией, нельзя было установить светильники в виде старинных фонарей, и не безликие высокие, а низкие. Хороший пример – Флотский спуск, где они не только освещают, но и украшают. – Здесь такие не годятся, – объясняет Елена Николаевна Баруздина. – На Большой Октябрьской у нас совмещённые опоры, они и для контактной сети будущего троллейбуса, и для светильников. На них же будут дорожные знаки навешивать. Дотошный читатель не успокаивается. А почему, спрашивает, одни лампочки в светильниках приятного жёлтого света – тёплого, солнечного, а другие белые, от которых свет, как на кладбище. Да потому, следует ответ, что мощность у лампочек разная: у одних 400, у других 250 ватт. Проектировщики делают расчёт, какая часть улицы должна быть больше освещена, какая – меньше. Это зависит в том числе от ширины улиц. Из всего сказанного вывод один: ярославцы очень заинтересованно следят за реконструкцией и ремонтом дорожной сети города. И тротуарной сети тоже. Что касается последней, то ещё неизвестно, что лучше: столб посредине или полное отсутствие примет какого-либо ремонта тротуара. Асфальт, уложенный лет пятьдесят назад, стёрся, и через подошву чувствуешь острые камни щебня. Но мы не йоги! Но кто-нибудь слышал, что к юбилею города тротуары хотя бы заасфальтируют? Не те, что в центре, которым повезёт заодно с реконструкцией улиц, а обычные, рядовые, по которым тысячи ярославцев ходят на работу и с работы. Или обходят которые, вытаптывая соседние газоны? Масштабы предъюбилейных работ, наверное, слишком велики, чтобы руки дошли до таких «мелочей», как тротуары и столбы. Генеральный подрядчик всех работ, которые ведутся сейчас на наших улицах, – ЗАО «Аэродромдорстрой-А», привык мыслить в соответствии со своим названием – другими мерками. Спасибо ему за всё хорошее, что сделано и что он ещё сделает, а за «мелочи» спрос не с него. А с его ярославских партнёров. Интересно только – с кого?
Читайте также
08.12.2012Дорогой бриллиант достойной оправы требует«Пожар способствовал ей много к украшенью» – так говорил о Москве известный литературный герой... Недавно, после длительного перерыва,
30.11.2012Пробки на тихих улочкахЕщё лет десять назад трудно было себе такое представить! На уютных старинных улицах интенсивное автомобильное движение. Машины паркуются на газонах и тротуарах.
06.04.2011Тротуар заканчивается неожиданно То ли асфальта не хватило на улице Папанина в Заволжском районе Ярославля, то ли времени – только тротуар здесь заканчивается самым неожиданным образом,
29.09.2010Жизнь в стаканчике с карандашами За несколько дней до празднования 1000-летия мне довелось назначить деловую встречу на Богоявленской площади. Прохаживаясь, я поймал себя на ощущении неуюта.
24.09.2010Ну и кто теперь исправит горбатого? В минувшую среду небесная канцелярия провела проверку качества работ дорожников, реконструировавших к юбилею Ярославля городские улицы. Увы, результаты
22.10.2009Ставка – на качество ремонтных работОктябрь в Ярославле всегда проходит под флагом начала отопительного сезона и связанных с этим проблем. В текущем же году кроме традиционного тепла в батареях