Аукционная
единица
Лесной аукцион – это вам не «Сотби» или «Кристи». Во фраках никого не было, и торги начались в чрезвычайно скромно обставленном «красном уголке» областного департамента лесного хозяйства. В президиуме сидела комиссия во главе с первым заместителем департамента Владимиром Ищериковым. В небольшом зале собрались крепкие, суровые на вид мужики. «Лесорубы», как я их назвала про себя. Это были предприниматели, пожелавшие взять в аренду участки для заготовки древесины.
Всего выставили шесть лотов по Рыбинскому лесничеству и четыре – по Брейтовскому. Аукционист называл адрес, квартал, площадь участка, объём ежегодной рубки, начальную стоимость аренды. Далее шли предложения по цене – «шаги». На каждый лот – по три-четыре претендента, которым выдавали маленькие картонные карточки с номерами. Желающие торговаться поднимали их – делали «шаги».
Первый же аукцион признали несостоявшимся – всего один участник сделал «шаг». Другие набавлять цену не пожелали. Им вернут задаток – десять процентов начальной стоимости лота. По этой начальной стоимости – 46 тысяч рублей – и ушёл лот единственному оставшемуся участнику.
Подобная скорость поразила. Зато другой аукцион – на право аренды двух тысяч гектаров леса в Брейтовском лесничестве – прошёл активнее. Также с четырьмя претендентами.
Зашагали!
Начальная стоимость – 91 тысяча рублей. За пять минут цена выросла до 415 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель из Брейтова очень заинтересован в аренде. (Потом уже узнаю: участок ему действительно нужен – у него простаивают бригады лесорубов, шестьдесят человек, и техника, а нет, как говорится, фронта работ.) Другой претендент вроде как чего-то выжидает.
Была ещё одна интересная фигура – москвич, речь которого я с трудом понимала. Он сообщил: лес нужен для бартера: на юг, в Краснодар, кругляк; обратно – корма для скота. Предприниматель собирается поднимать колхоз в ярославской глубинке. В том районе сомневаются: он ещё ничего не поднял, но уже застолбил на южном берегу Рыбинского моря несколько участков леса.
Ещё двое участников общались шёпотом с помощью реплик типа: «Тридцатку!» или: «Эдик, оставляй!» Или же просто показывали пятерню... Брейтовский предприниматель не сдавался. Увы, на повышение играл ещё один товарищ – из Иванова. Как только все замолкали в ожидании – он «шагал», подзадоривая других. Любопытно, что в следующих этапах аукциона ивановец почему-то отсиживался молча, ни разу не предложив цену. А когда был выставлен участок в Арефинском лесничестве, лесозаготовитель из Иванова поразил – взял и вообще вышел из зала, хотя заявку на торги сделал и получил карточку участника. Без конкуренции аукцион был признан несостоявшимся, единственный оставшийся участник – победителем.
Нужен лес – плати
Площадь лесов в Ярославской области – 1 млн. 747 тыс. га. Расчётная лесосека осваивается лишь на 20 – 25 процентов.
А брейтовский предприниматель уехал домой ни с чем. Дальше 952 тысяч рублей не решился набавлять. А вот лесозаготовитель из Рыбинска вышел победителем в торге. Но какой ценой! В четыре с половиной миллиона рублей. Специалисты сейчас сомневаются: станет ли он заключать договор, ведь такую сумму ему предстоит уплатить за право аренды участка с начальной стоимостью в полмиллиона. Если посчитать, кубометр обойдётся в 300 рублей! Это при том, что на несостоявшихся аукционах кубометр древесины на корню пойдёт всего за 20 рублей... А может, и заключит договор, ведь у него также без дела простаивают люди и трактора. К тому же, если не заключит – потеряет задаток в пятьдесят тысяч рублей! И опять, к слову, «наактивничал» ивановский «лесоруб». Перепрыгивал через несколько «шагов», набавляя цену. А нужен ли был ему лес? Покупатель, представлявший по доверенности неведомую индивидуальную предпринимательницу Назарову, уехал в своё Иваново ни с чем. А зачем приезжал?
Сложилось такое впечатление, что прямо на глазах происходит отъём денег весьма любопытным способом. Договариваются друг с дружкой заранее, до аукциона. Нужен тебе лес? Плати – просижу молча. Не заплатишь – буду набавлять. Несговорчивому дороже обойдётся.
Допустим, на этих торгах было некое подставное лицо. Не будем называть кто. Не пойман – не вор. Это лицо участвовало во всех десяти аукционах. Сумма начальных стоимостей лотов разная – от 46 до 83 и от 91 до 513 тысяч рублей. Мне сказали: размер отката за «нейтралитет» – как раз эта самая стоимость. Посчитайте, сколько можно «заработать», просто поднимая или не поднимая карточку на торгах!
Чем наполнится бюджет
Своими наблюдениями я поделилась с первым заместителем директора департамента лесного хозяйства Ярославской области Владимиром Ищериковым. Не лучше ли была ситуация до 2007 года, до принятия Лесного кодекса, когда проводились конкурсы, а не аукционы на право лесной аренды? Ведь тогда принималось во внимание наличие техники, рабочих рук у «конкурсантов». А сейчас – кто угодно может получить карточку участника аукциона...
– Зато исключена коррупционная составляющая, – заметил Владимир Николаевич, – ведь и на конкурсах можно было сговориться комиссии и выбрать не лучшего арендатора... Цель аукциона – наполнение областного бюджета. Все вырученные средства поступают туда. Помимо суммы в размере ставки, утверждённой Правительством РФ, – она идёт в федеральный бюджет.
Подведём итоги прошедшего аукциона. Пять из десяти участков по причине признания торгов несостоявшимися ушли «единственным участникам» по начальной стоимости. Случайно оказавшиеся в победителях просто не придут заключать договоры. И даже если заключат, то участок останется нетронутым. Ведь у новоявленных хозяев нет ни техники, ни людей. Так чем наполнится бюджет?
Владимир Николаевич сообщил:
– Мы дважды направляли в УВД по Ярославской области письма с просьбой обратить внимание на проведение аукционов. Оттуда отвечали: правонарушений нет.
Лесу нужна забота
После торгов Владимир Ищериков затронул важную тему. Это охрана и восстановление леса. С принятием действующего Лесного кодекса государственная лесная охрана ликвидирована. Уволена тысяча лесников. Теперь «зелёное море» охраняется в ходе патрулирования мобильных групп с участием милиции.
Очевидно, разработчики кодекса надеялись, что настоящими рачительными хозяевами леса станут те, кто получит право аренды на аукционах. Они обязаны на свои средства проводить мероприятия по лесовосстановлению. Правда, в плане охраны леса у них нет полномочий привлекать кого-либо за незаконную рубку. Однако, подчеркнул Владимир Ищериков, перед департаментом стоит задача: лесные участки передать в аренду. Тем более что в противном случае охранять и восстанавливать не сданный в аренду лес приходится на средства из федерального бюджета. А этих денег недостаточно. Если ранее на 2010 год планировали выделить из бюджета 145 миллионов рублей, то теперь на двадцать процентов урезали – кризис.
Сейчас в области договоры аренды заключены примерно на 60 процентах лесных участков. До конца года пройдут ещё четыре аукциона. И к шестидесяти добавится пять процентов. Остаётся ожидать, что право на аренду получат добросовестные лесозаготовители и «зелёное золото» окажется в надёжных руках.