– В целях реализации федерального закона еще с августа 2004 года основным направлением нашей деятельности стала работа по формированию регионального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Функции по ведению регистра, а также установление ежемесячной денежной выплаты были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
– Почему именно Пенсионный фонд Российской Федерации был выбран законодателем в качестве органа, исполняющего эти функции?
– Анализ законодательства показывает, что это объективная закономерность, поскольку одной из основных функций фонда является назначение и выплата пенсий. Опыт в данной работе является незаменимым при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, поскольку технология установления и выплаты практически идентична технологии, используемой при назначении и выплате пенсий. Кроме того, большинство граждан, имеющих право на установление и выплату ЕДВ, являются пенсионерами и числятся на учете в территориальных органах Пенсионного фонда.
Каждое решение по назначению ежемесячной денежной выплаты осуществляется с учетом всех необходимых правоустанавливающих документов. Именно поэтому столь важное значение придается правовой оценке документов, представляемых федеральными льготниками при назначении выплаты.
По состоянию на 31 декабря 2005 года численность лиц, включенных отделением ПФР по Ярославской области в актуальный региональный сегмент федерального регистра, составила 156867 человек.
Отмечается общая тенденция роста числа льготных категорий граждан, информация о которых вносится в региональный сегмент федерального регистра. С учетом лиц, вновь обратившихся за установлением выплаты ЕДВ, ежедневно производится формирование регистра льготников. Обновленные данные регулярно по акту передаются в территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ярославской области и Ярославское региональное отделение фонда социального страхования РФ, которые через свои учреждения в установленном порядке предоставляют гражданам дополнительную бесплатную медицинскую помощь в виде лекарств и путевок на санаторно-курортное лечение.
За 2005 год по оперативной информации, предоставленной территориальными управлениями (отделами) Пенсионного фонда, зарегистрировано 9538 обращений граждан, имевших право на ЕДВ с 1 января 2005 года и обратившихся за установлением выплаты в течение 12 месяцев 2005 года. Сведения об этих лицах не были включены в актуальный региональный сегмент федерального регистра на 31 декабря 2004 года.
Особо хотелось бы отметить, что гражданам, включенным в федеральный регистр и имеющим право на получение набора социальных услуг, предоставляется возможность отказа от него полностью либо частично. Заявления об отказе от получения (предоставления) набора социальных услуг на следующий год территориальные органы Пенсионного фонда в соответствии с действующим законодательством принимают от льготников до 1 октября текущего года. Необходимо помнить, что периодом отказа (предоставления) от набора социальных услуг является календарный год, и в том случае, если гражданин на следующий год решит воспользоваться отказом (предоставлением) снова, то необходимо вновь подать соответствующее заявление в территориальный орган ПФР в срок до 1 октября.
По состоянию на 1 октября 2005 года число получателей ЕДВ, отказавшихся от набора социальных услуг, по Ярославской области составляло 60 процентов, в связи с чем можно предположить, что ежемесячная денежная выплата является ощутимой прибавкой к бюджету льготника.
Несмотря, казалось бы, на немалую работу, проводимую специалистами пенсионной службы по реализации закона от 22 августа 2004 года в части установления ЕДВ, в обществе остается недопонимание норм данного закона. Поэтому хотелось бы отметить, что вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда, по-прежнему будут освещаться и в средствах массовой информации, и на выездных встречах с населением области.
В целом социальные гарантии при переводе их в денежную форму получили адекватное отражение в соответствующих компенсационных выплатах. В большинстве случаев не произошло ухудшения материального положения граждан, а отдельные нормы, введенные Правительством Российской Федерации, даже повышают степень их социальной защищенности.
– Владимир Павлович, в прошедшем году Пенсионный фонд дважды проводил индексацию пенсий. Насколько это улучшило материальное положение пенсионеров?
– Порядок индексации размеров пенсий установлен федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Утверждение коэффициентов индексации и ее периодичность относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
В 2005 году в соответствии с федеральным законом с
1 марта 2005 года были установлены новые размеры базовых частей трудовых пенсий. В результате чего размер пенсии увеличился на 240 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ с
1 августа 2005 года были проиндексированы размеры базовых и страховых частей трудовых пенсий, коэффициент индексации составил 1,06. Кроме того, размер страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2005 г. был проиндексирован на коэффициент дополнительного увеличения в размере 1,048.
После проведения индексаций средний размер пенсии с августа 2005 года по сравнению с январским размером пенсий увеличился в среднем на 500 рублей.
Одновременно хотелось бы отметить, что пенсионер, осуществлявший работу не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета, может обратиться с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. В 2005 году перерасчет размера страховой
части трудовой пенсии был произведен более 57 тыс. пенсионеров, размер увеличения составил в среднем 72 руб.
– Для разъяснения гражданам интересующих их вопросов, связанных с реализацией закона о монетизации, была организована работа «горячей линии» с использованием возможностей аппаратно-программного комплекса контакт-центра, но практика показала, что спектр проблем, с которыми обращаются люди, гораздо шире. Будет ли продолжена работа центра, ведь он оказался столь востребованным?
– Закон о замене натуральных льгот ежемесячной денежной выплатой вызвал у ярославцев множество вопросов. Газеты и телевидение информировали население в основном об изменениях, касающихся целых категорий льготников, массу нюансов оставляя без разъяснений, в то время как людей интересовали конкретные вопросы, касающиеся именно их.
Мы предвидели такую ситуацию и заблаговременно сумели к ней подготовиться. Было принято решение о создании контакт-центра, в котором любой житель области, позвонив по телефону, смог получить ответ на интересующий его вопрос. Такая организация работы в значительной степени послужила снижению социального напряжения среди населения Ярославской области, а также, несомненно, сократила ожидаемый поток обращений, как письменных, так и устных на личном приеме.
В процессе анализа поступавших звонков стало ясно, что абонентов интересует весь спектр вопросов по реализации пенсионной реформы. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости создания единой информационно-справочной службы. Она призвана давать справки по любым вопросам, которые находятся в компетенции отделения, а также справки, где можно получить дополнительную информацию. На базе службы возможно проведение «горячих линий» по актуальным вопросам с приглашением должностных лиц, депутатов, представителей различных структур. Надеемся, что в текущем году нам удаст-
ся реализовать намеченные планы.
– Одно из ведущих направлений вашей деятельности – работа по социальным программам. что было сделано в этом плане в прошлом году?
– На финансирование социальных программ на территории Ярославской области Пенсионный фонд России выделил в 2005 году 25387,3 тыс. руб. В соответствии с нормативными документами 44 процента этих средств были направлены на улучшение материально-технической базы учреждений
системы социального обслуживания населения. В 9 учреждениях произведен капитальный ремонт на общую сумму более 10913 тыс. руб.
В Ярославской области проживает 401 тыс. человек, являющихся получателями пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с социальной программой на 2005 год на оказание адресной материальной помощи неработающим пенсионерам и инвалидам выделено более 14 млн. руб., из них на празднование 60-летия Победы – 12 млн. руб., на оказание адресной социальной помощи к Дню пожилых людей и Дню инвалида – 916 тыс. руб.
По обращениям неработающих пенсионеров, инвалидов, испытывающих материальные трудности в связи с приобретением дорогостоящих, но необходимых лекарств, на платные медицинские услуги, проведение операций, диагностирование, зубопротезирование, ремонт жилья, покупку дров, предметов первой необходимости направлено более 822 тыс. руб.
Не остается в стороне отделение ПФР, когда стоит вопрос об оказании материальной помощи пенсионерам, пострадавшим в результате стихийных бедствий: 40 пострадавшим пенсионерам перечислено порядка 202 тыс. руб.
Списки получателей адресной социальной помощи формировались комиссиями при управлениях (отделах) ПФР по городу Ярославлю и муниципальным округам Ярославской области. В ее состав включены представители администрации районов, общественных организаций, в том числе ярославского регионального отделения Союза пенсионеров России. Решение принималось на основании заявления пенсионеров и актов обследования их материально-имущественного положения.
В целях проведения информационной работы по сопровождению пенсионной реформы и в связи с необходимостью разъяснения пенсионного законодательства среди граждан старшего поколения за счет средств ПФР проводится подписка на газету «Достоинство» для малообеспеченных пенсионеров области. В 2005 году такой подпиской охвачено 800 человек.
– Хотелось бы узнать об итогах инвестирования: произошло ли перераспределение пенсионных накоплений, куда предпочитают направлять их ярославцы?
– В области порядка 568 тысяч застрахованных лиц имеют специальную часть индивидуального лицевого счета, на которую перечисляются средства на накопительную часть трудовой пенсии.
С 2003 года застрахованные лица имеют право принимать участие в инвестировании своей накопительной части трудовой пенсии. Первый этап формирования рынка услуг обязательного пенсионного страхования в 2003 году закончился тем, что 1571 человек, или 0,28 процента от общего количества застрахованных лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии, подали заявления о выборе управляющей компании.
В 2004 году от застрахованных лиц управлениями ПФР, организациями, с которыми Пенсионный фонд заключил соглашения о взаимном удостоверении подписей, принято лишь 703 заявления, что составляет 0,12 процента. С этого года застрахованные лица могли уже выбирать не только управляющую компанию, но и негосударственный пенсионный фонд, 611 человек из них выбрали управляющие компании, 92 подали заявления о переходе в НПФ. Низкая активность застрахованных лиц объяснялась рядом причин: недоверием к частным структурам, слабой рекламой со стороны управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.
В 2005 году обстановка с подачей заявлений изменилась. Активно в информирование населения о преимуществах инвестирования средств включились негосударственные пенсионные фонды, в результате число поданных заявлений резко возросло. Всего в 2005 г. принято 15376 заявлений, что составляет 2,7 процента. Из них о выборе управляющих компаний подано 1209 заявлений, о переходе из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд – 14167. Наибольшее число заявлений подано в негосударственные пенсионные фонды: «Благосостояние», «Газфонд», «Промрегионсвязь», «Электроэнергетики», «Пенсионный капитал», в управляющую компанию «Пенсионный резерв».
Заявлений о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд РФ и переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой не поступало.
– Сейчас, когда размер пенсии каждого напрямую зависит от суммы уплаченных работодателем страховых взносов, как обстоят дела с их собираемостью в Ярославской области, не изменятся ли методы работы с организациями-неплательщиками?
– Действительно, для реализации пенсионных прав застрахованных лиц принципиально важна уплата страховых взносов в установленный срок и в полном объеме. При неуплате работодателем страховых взносов нарушаются конституционные права граждан в части их пенсионного обеспечения. Именно поэтому обеспечение своевременности поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда является одной из важнейших задач, стоящих перед отделением.
Общая сумма поступивших страховых взносов в 2005 году, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, – 5 млрд. 886 млн. руб., в том числе в виде фиксированного платежа – 58 млн. 130 тыс. рублей. Базовая часть пенсии финансируется за счет средств федерального бюджета. Плановые показатели исполнения доходной части бюджета отделением выполнены.
Вместе с тем значительная часть предприятий и организаций области (около 2000, или около 10 процентов от всех ведущих финансово-хозяйственную деятельность) в нарушение п. 2 ст. 14 федерального закона от 15 декабря 2001 г.
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» имеет задолженность по страховым взносам в ПФР.
Общая сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за страхователями по состоянию на 1 января 2005 года – 384,5 млн. руб., на 1 января 2006 года – 471,1 млн. руб., прирост задолженности за 2005 год составил 86,6 млн. руб. (22,5 процента).
В соответствии с п. 2 ст. 25 федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ органы Пенсионного фонда осуществляют процедуру взыскания недоимки в судебном порядке. только в 2005 году территориальными органами ПФР области передано в арбитражный суд около 1800 исков к организациям на сумму недоимки и пеней 286,5 млн. руб. В связи с изменением законодательства с 1 января 2006 года органам ПФР предоставлены полномочия самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать обязательные платежи и санкции в случаях, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 тыс. рублей, в отношении юридических лиц – 50 тыс. рублей.
Многолетний опыт работы с должниками показывает, что значительный эффект приносят меры, осуществляемые органами Пенсионного фонда параллельно с принудительным взысканием недоимки. Так, налажена совместная работа с органами прокуратуры, в 2005 году отработано более 700 заявлений территориальных органов ПФР о нарушении страхователями порядка уплаты страховых взносов. Мы видим положительные результаты и от работы комиссий различного уровня, на которых заслушиваются руководители предприятий-должников. И впредь будет продолжено взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления, налоговыми органами, службой судебных приставов, профсоюзами и другими организациями.
Надеемся также на понимание со стороны руководителей предприятий и организаций значимости уплаты страховых взносов, их роли в обеспечении нынешних и будущих пенсионеров.
– В начале каждого года ОПФР проводит сбор индивидуальных сведений. Как проходит отчетный период в этом году? Что нового?
– Сбор сведений персонифицированного учета – важный и ответственный период в работе Пенсионного фонда. Нам предстоит принять и разнести на индивидуальные лицевые счета около 950 тыс. индивидуальных сведений. Подготовка к отчетному периоду в отделении началась еще в конце 2005 года. Из года в год мы совершенствуем формы работы. Так, в течение двух последних лет с положительной стороны зарекомендовал себя прием сведений по разработанным для организаций графикам, это позволяет избежать больших очередей, способствует экономии времени и повышению качества работы. Ежедневно подводятся итоги сбора сведений.
На сегодняшний день 40 процентов страхователей уже представили индивидуальные сведения в ПФР. Это в основном небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников. Крупные предприятия и организации области традиционно представляют отчеты в феврале. С учетом практики прошлых лет особое внимание уделяется страхователям, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа – достаточно много среди них нарушителей законодательства. Практически всем им были направлены уведомления о необходимости своевременной сдачи сведений, даны объявления в СМИ, на рынках города. Проведенная работа дает свои результаты – уже четверть индивидуальных предпринимателей представили сведения персонифицированного учета в Пенсионный фонд.
Всем работодателям, а также страхователям, уплачивающим взносы в виде фиксированного платежа, следует иметь в виду, что индивидуальные сведения должны быть представлены в срок до 1 марта. Непредставление индивидуальных сведений в Пенсионный фонд в установленный законодательством срок влечет наложение финансовых санкций.
Особо стоит подчеркнуть, что установление размера пенсии при ее назначении или перерасчете производится на основании сведений о стаже и страховых взносах, отраженных на индивидуальных лицевых счетах.
В заключение хотелось бы поблагодарить всех сотрудников отделения ПФР по Ярославской области за их труд и выразить уверенность в том, что и в наступившем году наша работа будет соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым к ней и законодателями, и простыми гражданами.