Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Всё это время, кажется, равное перелёту его истребителя от Азии до Америки в разговоре с лётчиком Василием Андреевичем Поповым я провела, то ли прокручивая киноленту, то ли неизвестно как примостившись за ним в кабине самолёта и его глазами рассматривая места, над которыми мы пролетали, или, прислушиваясь к голосам людей, живших где-то рядом. Мне хотелось почувствовать, как человек становится Героем, когда в нём проявляется эта чёрточка, эта точка героизма.
Инна КОПЫЛОВА Наталья БОРОДИНА
озможно, от родителей, которые на переломе двух веков сейчас таких далёких XIX и XX переселились в Алтайский край на целину. Прижились, родили четверых детей, среди них и Васю, будущего героя. Правда, вся четвёрка была лихая. Мой собеседник вспоминает: что-то приключалось в деревне, говорили с уверенностью – это Поповы. Но рядом уживалось в Васе упорство в определении цели и обязательное её достижение. Например, на освоенной целине со школами было трудновато. Семья переезжала. Седьмой класс Вася кончал в четвёртой по счёту школе. Потом при внезапно проснувшейся тяге к стихосложению он однажды напишет в своей «Биографии»: «Тут проблема встала – школ закончился запас», – написал с юмором, который пронёс через всю жизнь. Правда, оказывается, до сих пор допускает, что в его судьбе случай сыграл особую роль. Первый раз он увидел «У-2» при фантастических обстоятельствах. В совхозе «12 лет Октября», где после седьмого класса учётчиком работал Вася, ставился уникальный опыт, возможно, первый в мире, – посев в сверхвлажную почву с самолёта. Самолёт запомнился. Потом работал на стройке военного городка, впоследствии ставшего базой авиаучилища. В железнодорожном училище стал заниматься в авиаклубе и в числе лучших его воспитанников получил приглашение в Читинскую авиашколу лётчиков-истребителей. Наверное, не случай, а опытный взгляд профессионалов углядел в парне будущего аса. Началось время главных испытаний. Младший лейтенант Попов направление получил в строевую часть в Белоруссии, организованную на базе самолётов «И-16» и 22 июня по тревоге переброшенную в Барановичи на Западный фронт уже разразившейся войны. Фронт приближался, а на аэродроме скопилось много самолётов, их надо было срочно направить в тыл. – Почему-то именно мне приказали с центра лётного поля красным и белым флажками регулировать отправление машин, но мы не успели, девятка фашистских «юнкерсов» начала громить аэродром, – вспоминает Василий Андреевич. – Негде было укрыться. На глазах погибали самолёты, в том числе и его машина. Бомбардировки длились двое суток. Чудом уцелев, лейтенант Попов вместе с другими оставшимися без машин пилотами на перекладных добрался до Курска, получил новое направление для переучивания на «МиГ-3» – на них эскадрилья сопровождала самолёты, штурмовавшие вражеские войска в тылу и на передовой. А немцы рвались к Москве: начиналось историческое сражение на подступах к столице. В октябре в одном из боёв Василий был сбит, с ожогами лица и раной ноги отправлен в калининский госпиталь. Впрочем, оттуда раненых спешно отправили по частям, немцы приближались к городу. В апреле 1942 года уже на Волховском фронте наша четвёрка встретилась с шестёркой «мессершмидтов». Снова горящий самолёт, ожоги, прыжок с парашютом. За год 206 боевых вылетов, 52 воздушных боя, четыре лично сбитых самолёта и десять – в группах. После разгрома немцев под Москвой полк был перебазирован на Волховский, переведён на переформирование и на базу уже не возвратился. А пилот Попов получил новое назначение. Куда, не знал, спрашивать не полагалось. Выдали новую форму, посадили в «Дуглас». «Зачем?» «Там скажут». В самолёте произошла неожиданная встреча с однокурсниками и сослуживцами, с Сергеем Скорняковым, Виктором Боровковым. И полетели: Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Вдруг под крылом камчатские вулканы, Берингов пролив, точка посадки, Уэлькаль с пятью чумами и бараком для лётчиков. И сообщение: завтра летим в Америку. Так оказались они в составе единственной в своём роде перегонной дивизии ГВФ «Аляска – Сибирь». 7200 лэндлизовских самолётов перегнали лётчики за годы войны. 265 из них привёл гвардии капитан Попов. Точки полёта: Фербенк – Якутск и Красноярск – самые короткие прямые между материками. Трасса проходила над океаном, тундрой и тайгой, где не ступала нога человека. В случае необходимости, а полёты шли даже в самую неподходящую погоду, приземлиться было негде. До сих пор поисковики находят следы тогдашних воздушных катастроф, и до сих пор неизвестно, сколько разбилось экипажей. За доставку этих боевых самолётов Василий Попов был награждён двумя орденами: Красной Звезды и орденом Ленина. Медалей около двадцати. И главная служба была ещё впереди. Выпало Попову задание не легче и не проще боевого. На этот раз лететь в Диксон. Оттуда в составе высокоширотной экспедиции – в Арктику на дрейфующую станцию «Северный полюс-1». А какой он, Попов, был тогда? Сохранилась очень хорошая фотография – Василий после полёта, стоит у крыла своего истребителя в комбинезоне, в ремнях, в шлемофоне. Кажется, бесконечно рад возвращению на землю или сейчас вскочит в кабину для следующего задания. Под гудение двигателя поднимет за иллюминатором большие пальцы над сжатыми кулаками – всё хорошо. Его белозубая улыбка так жива, что, кажется, можно услышать весёлый смех, и я слышу этот смех, он такой же, у этого 98-летнего человека. И взгляд его, как в молодости, весел и насмешлив, всю жизнь он следовал убеждению: будешь хорошо работать – страна оценит. Свою главную награду – звание Героя Советского Союза с Золотой Звездой и орденом Ленина он получил «за отвагу и геройство, проявленные при выполнении специального задания правительства в Арктике» – так написано в указе от 6 декабря 1949 года. Василий Андреевич вдруг мрачнеет. Мы переходим к рассказу о второй, отложенной арктической экспедиции. В этот раз летели уже не три, а шесть самолётов. Погода не заладилась. Тогда на глазах у Попова друг за другом случились непонятные виражи сначала у одного, потом у другого самолёта, которые вели более молодые товарищи. Причин трагедии не разбирали – полёты были сверхсекретные. Экспедицию отложили. Он побывает на многих аэродромах, дослужится до полковника и командира эскадрильи, потом командира полка, заместителя командира дивизии по лётной подготовке. Отлетает на 24 типах машин, в том числе на пяти реактивных, будет много учиться, добьётся высшего для лётчика звания – пилот первого класса. Уйдя в отставку, с аэродромами не расстанется. Ему выпал период производства новых авиационных шин для второго поколения реактивной техники. Истребители и бомбардировщики летали со сверхзвуковыми скоростями, а полковник Попов работал на Ярославском шинном заводе начальником сектора ОКБ-1. Более 25 лет он участвовал в создании новых надёжных шин, ездил в войсковые части для проведения и надзора за испытаниями. Авторитет ярославских шин был высок. И как в этой стремительной жизни нашлось место для семьи? Ну и тут всё было удачно: жена Ирина, встреченная в Ярославле после возвращения из Арктики, была верной подругой своего непоседливого мужа в течение всей долгой жизни. Трое прекрасных сыновей: таможенник, работник печати, выпускник МАИ, нечасто видели отца, но испытывают его влияние ежечасно, оттого и выросли такими же надёжными, умными и мужественными, как он. А решительный и бескомпромиссный характер Василия Андреевича сказался и на мне. Ему не понравилось то, что я написала. Он хотел, чтобы я непременно рассказала о людях, которые летали и были рядом с ним на маршрутах его боевой и трудовой жизни. Не расстраивайтесь, товарищ Герой Советского Союза. Расскажем о ваших боевых друзьях-товарищах обязательно.
Читайте также
14.12.2012Один из двух сотен славных земляковЯрославская земля богата именами полководцев и военачальников, прославившихся в годы Великой Отечественной войны. А ещё Ярославщина стала родиной
06.12.2012Писатель и гражданин земли русской Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. После семи лет
22.11.2012Врачей в глубинке уважают Осенью 1902 года на благотворительный взнос местного жителя купца Василия Бормоткина в Большом Селе была открыта лечебница на десять коек.
24.10.2012Схватки были жаркими В нашей области продолжается акция школьников «Герои ярославского неба». Инициаторами её два года назад стали муниципальный совет Заволжского
30.04.2010О судьбе танкиста и артиллеристаТо ли в надежде на вечное русское авось, то ли просто по забывчивости, но не проверили советские солдаты фарватер во время форсирования Вислы на военных
12.01.2008Военный летчик, конструктор, поэтГерой Советского Союза, пилот первого класса Василий Андреевич Попов отмечает в эти дни свой юбилей – 90 лет. Вся его жизнь была связана с авиацией. Профессиональный
Инне Копыловой.
Прочитал Вашу статью о летчике-ветеране Герое Советского Союза В.А.Попове. Спасибо за интересную информацию. Не сохранилось ли у Вас более подробных записей рассказа В.А.Попова о втором (неудачном) полёте шести истребителей на полюс? Дело в том, что я давно занимаюсь историей полярной авиации и также получил от ветеранов сведения об этом полёте,- отрывочные и противоречивые. Приходится собирать материал по крупицам, — возможно, это окажется легче сделать сообща…
С уважением Геннадий Чумаченко, научный сотрудник НИИ наследия, Москва. gs-chumachenko@yandex.ru
Гость | 07.06.2011 в 22:12 | ответить0
Инне Копыловой.
Прочитал Вашу статью о летчике-ветеране Герое Советского Союза В.А.Попове. Спасибо за интересную информацию. Не сохранилось ли у Вас более подробных записей рассказа В.А.Попова о втором (неудачном) полёте шести истребителей на полюс? Дело в том, что я давно занимаюсь историей полярной авиации и также получил от ветеранов сведения об этом полёте,- отрывочные и противоречивые. Приходится собирать материал по крупицам, — возможно, это окажется легче сделать сообща…
С уважением Геннадий Чумаченко, научный сотрудник НИИ наследия, Москва. gs-chumachenko@yandex.ru