А потому обидно видеть, что так безалаберно относятся к рекам. Очистные сооружения - это, конечно, большой шаг вперёд... Но ведь они далеко не решают проблему! Любая река - это не просто река, а совокупность рек, впадающих в неё.
Все россияне знают Волгу. Многие знают реку Кострому, впадающую в Волгу, и Соть, питающую Кострому. Немногие знают реку Лунку, отдающую свои воды Соти. И лишь в Даниловском районе, не считая тех, кто этим всерьёз занимается, знают про реку Пеленду, которая впадает в Лунку. А ведь именно из таких речушек, как Пеленда, Сорока, Великая, и состоят наши знаменитые Волга, Енисей, Лена, Обь.
7 августа в газете «Северный край» Александр Тихонов уже поднимал вопрос о Пеленде, рассказав про субботник по очистке русла реки в пределах города. Но стоит заметить, что одна только чистка от мусора не спасёт реку. Её губят не столько бутылки и старые телевизоры, сколько дождевые стоки воды с участков и дорог. И, естественно, то, что воды родников теперь питают не реку, а водопровод.
- Река - это наше достояние. Но сегодня она в плачевном состоянии, - сказала Наталья Косихина, заместитель главы администрации городского поселения Данилов. - Это тяжёлый груз на нашей совести. Она вся заросла, в неё спускаются стоки. У нас в центре города нет канализации. Но этот вопрос сейчас решается: проект канализации делается, и будут вкладываться денежные средства, чтобы канализация, оснащённая ливнестоками, была. На берегу реки будет стоять насосная подстанция и перегонять все стоки на очистные сооружения. А для возвращения родников нужно привлекать только специалистов.
Лада Воробьёва, студентка биофака ЯрГУ им. П. Г. Демидова, пишет курсовую работу по экологическому состоянию реки Пеленды, исследуя сообщества донных организмов. У истоков реки, выше Данилова, умеренное органическое загрязнение (гниющие останки растений, следы выпаса коров и т.д.). В черте города сильное органическое загрязнение, которое держится вплоть до бобровых плотин в трёх-четырёх километрах от деревни Лом ниже по течению. Гниющая органика является пищей для некоторых из донных организмов. И появление данных червячков в большом количестве - первый индикатор загрязнения. Благодаря их деятельности и бобровым запрудам, в которых вода отстаивается, Пеленда очищается к устью и становится почти полностью чистой рекой.
Данные курсовой Лады показывают, что река сама может себя восстановить. Для этого нужно время и... прекращение бездумной человеческой деятельности на её берегах. Или хотя бы уменьшение сбросов в её русло.
Существует и ещё одна проблема - название речки. На всех картах и дорожных указателях значится «Пеленга». Но исторически верно именно «Пеленда» - с угро-финского «вкусная вода». Как объяснили в администрации Данилова, в семидесятые годы прошлого столетия появилась эта ошибка из-за чьей-то неграмотности. И сразу же разошлась. Но было ли это ошибкой? Ведь именно в семидесятые годы спрямили русло Пеленды и засыпали её бочаги. Поменялась река - поменялось её название. И как название потеряло смысл, так и река потеряла свою сущность, став канавой...