После более чем тысячекилометрового марафона по пескам и победного финиша в окрестностях столицы Сенегала они следуют домой в Набережные Челны. Переправились из Африки в Европу, пересекли ее своим ходом, переплыли на пароме в Финляндию, оттуда – в Петербург и Ярославль.
Торжественная встреча здесь была предусмотрена впервые в истории гонок, хотя камазовцы выходили в них победителями семь раз из пятнадцати. Да и сейчас тщетно было искать логотип «Автодизеля» на сплошь разрисованной машине. Объяснение на вопрос одного из корреспондентов последовало такое: это рекламная площадь, каждый сантиметр которой стоит денег. Не нами заведено, как говорится, се ля ви. Генеральный директор Николай Александрычев, по его словам, тоже не видит тут ничего особенного: один раз заплатили, и логотип «Автодизеля» был, в этот раз не заплатили, в следующий, может быть, снова заплатим.
Но душа с этим, честно говоря, мириться не хочет. И видимо, не одна. На заиндевевшем борту грузовика-победителя кто-то вывел пальцем – ЯМЗ.
Вчерашняя встреча прошла «на ура» – без всякого преувеличения. Победы России, победы интеллектуального и промышленного потенциала Ярославля происходят сейчас нечасто. Радость была искренней, а встреча по-настоящему теплой, несмотря на мороз и его сюрпризы.
На Советскую площадь из трех КамАЗов, которые участвовали в «Дакаре», въехал один. «Техничка» законно отдыхала на моторном, а один из двух боевых грузовиков не выдержал нашей погоды – подвело европейское топливо – и экипажу вместе со специалистами моторного пришлось приводить в порядок двигатель.
Однако главный герой «Дакара-2006» Владимир Чагин был налицо (левый снимок). Автор первого места этого года и многократный победитель предыдущих «Дакаров», заросший рыжей щетиной, невысокий, коренастый, с милой улыбкой, оказался простым, хорошим парнем без малейших признаков звездного фасона.
Как ему мороз? Нормально. В Африке в кабине плюс 40, кондиционер от тряски рассыпается, пыль, так что наша погодка самое то.
Что там труднее всего? Удержать первое место. Соперники очень сильные. На «Дакар», по его словам, выходит «вся мощь капиталистического автомобилестроения». Картина впечатляющая. «Сотни грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов – огромный «город», который две недели перемещался по Африке».
Очень сильное психологическое давление. Перед стартом иностранные участники твердили по всем своим каналам: русским победу не отдадим. Превозносили себя и пытались морально ослабить камазовцев. Но наши не поддались.
Интерес к нашим автомобилям, как всегда, был очень большой. Особенно после победы. Спрашивали, чей мотор. «Думали, какой-то импортный. А мы: нет, российский, Ярославского моторного завода.
Чагин признался, что в 1994 году была попытка примерить к спортивным КамАЗам другие двигатели, в том числе лучшие западные. Но остановились все-таки на ярославском. «Двигатель хороший, мощный, всем ярославцам за него большое спасибо».
Впрочем, как выяснилось, и тутаевцам тоже. Несколько лет назад организаторы «Дакара» ввели новое правило: автомобили и двигатели, участвующие в этих гонках, должны быть не в единственном экземпляре, а представлять собой пусть небольшую, но серию – не меньше пятнадцати единиц.
В срочном порядке к конструкторам и экспериментальщикам ЯМЗ подключился тогда Тутаевский моторный завод. В короткий срок и с высоким качеством пятнадцать «спортивных» двигателей были сделаны. Чагин пошутил: «Это как раньше – пятилетку в три года». Попробовали бы не сделать! В этом году DAF, одна из ведущих автомобильных компаний мира, чьи грузовики всегда были главными соперниками наших, оказалась не допущенной к соревнованиям потому, что вместо серии из пятнадцати машин сумела изготовить только пять.
Постановлением губернатора члены команды «КамАЗ-мастер», а также специалисты «Автодизеля», Тутаевского моторного и ЯЗДА, участвовавшие и продолжающие участвовать в этом проекте, награждены почетными грамотами. Анатолий Лисицын находится в командировке, поэтому их вручал заместитель губернатора Александр Федоров.
Впрочем, кроме этой приятной миссии он не удержался и прокатился по Советской площади в кабине знаменитого
КамАЗа. А Чагин не удержался от возможности показать, на что способна машина. С позволения ГИБДД, перекрывшей на это время площадь, он разогнал автомобиль и, скрывшись в облаке снега и дыма (правый снимок), дал такой пируэт вокруг Ильи Пророка, что народ, извините, загоготал, не зная, как реагировать. КамАЗ занесло, развернуло, он крутанулся вокруг своей оси... Еще раз. И остановился как вкопанный.
– В чем дело? Скользко на снегу? Вы слишком круто развернулись? – спросила я Чагина после «приземления».
– Что вы! Автомобиль полноприводный. Управляется очень легко. На нем можно делать все, что угодно. Мавританский песок весьма сыпучий – надо было быть к этому готовым.
– А дым? – адресуюсь я уже к ведущему специалисту Ярославского моторного Валерию Виноградову, под руководством которого разрабатывался двигатель. – Экологические стандарты в данном случае какие-то существуют?
– Какие экологические стандарты в пустыне? «Дакар» ставит другие задачи. Экология – это отдельная тема.
Что ж, пожелаем моторостроителям не менее впечатляющих побед и на поле экологии. А за вчерашний праздник спасибо и им, и гостям-камазовцам. До новых встреч и до новых побед!