Началось всё с одной жалобы клиента, который из-за сокращённого режима работы отделения почтовой связи № 35 не смог отправить заказное письмо. Хотя это необязательно делать именно в своём отделении почтовой связи (ОПС), поскольку они есть по всему городу и не очень далеко одно от другого. Клиент мог бы также обратиться за разъяснением ситуации в управление Федеральной почтовой связи (УФПС) Ярославской области. Однако ему оказалось проще направить жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области. Несмотря на то, что по сути решение вопроса не относится к прерогативе этой службы, её сотрудники рассмотрели жалобу и предъявили почте по этому делу штраф в размере более 8 млн. рублей. Но руководство УФПС не видит здесь нарушения в рамках именно закона о монополии.
Суть же вопроса в следующем. Управлению почтовой связи пришлось пойти на перевод ОПС № 35 на сокращённый режим работы из-за нехватки кадров. Однако руководство не сидело сложа руки - всё это время активно подыскивали работников и через центр занятости, и через рекламу в СМИ, и путём обращения в организации, где проходили сокращения численности штатов. Не сразу, но проблему решили.
Все обязательства перед населением по информированию и доступности услуг почтовой связи со стороны УФПС были выполнены. На фасаде отделения указывалось ближайшее ОПС, где можно было получить все почтовые услуги. Об изменении режима работы было проинформировано даже правительство Ярославской области. Следует отметить, что на тот случай, когда горожанам нужно срочно воспользоваться почтовыми услугами вечером, в Ярославле есть два ОПС первого класса (центральное и 51-е), которые работают до 22 часов, предоставляя им эту возможность.
Нарушения по сокращению режима работы отделения не было, поскольку в действующем законодательстве отсутствует единый утверждённый график работы ОПС - он составляется самостоятельно на местах. Кроме того, существуют «Нормативы развития и размещения в городах и сельской местности сети ОПС и пунктов почтовой связи», установленные приказом Министерства связи № 178 от 27.04.1981 г. (до сих пор не менялся). Исходя из этого документа в г. Ярославле должно быть 35 отделений, на данный момент их 48. Но УФПС не собирается их закрывать даже сейчас, в условиях кризиса, так как понимает свою социальную ответственность и стремится создать наиболее приемлемые и удобные условия для клиентов.
Оказание почтовых услуг, особенно в сельских ОПС, является убыточным. Государство материально практически не поддерживает почтовую связь. Но тем не менее ФГУП «Почта России» не повышает тарифы на доставку подписных изданий уже пятую подписную кампанию подряд.
Сумма в 8 млн. рублей, на которую хотят оштрафовать УФПС Ярославской области, не может не повлиять на социальную защищённость почтовых работников. Про премии можно забыть сразу. Кроме этого, могут возникнуть задержки зарплаты, чего раньше на почте никогда не было, в какой бы трудной экономической ситуации страна ни находилась.
Интересный факт: подобное дело уже рассматривалось в феврале этого года в Уральском округе. Тогда арбитражный суд подтвердил необоснованность привлечения предприятия к ответственности за несоблюдение единого режима работы ОПС. УФАС ЯО также уже неоднократно возбуждало дела о привлечении почтовой службы к административной ответственности. Однако при обжаловании в судебных инстанциях Ярославской области все решения и предписания УФАС были отменены.
О том, в каких трудных условиях приходится сегодня работать почте, говорит и такой факт: готовится законопроект «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010-й и плановый на 2011 - 2012 годы», предусматривающий снижение размеров тарифа на доставку пенсий и пособий. Если на самих получателях этот закон никак не скажется, то на рядовых работниках почты - серьёзно. Так, если сейчас почтальон за доставку пенсий и социальных пособий получает 1,35 процента от каждой доставленной суммы, то с введением нового закона в действие этот процент составит 0,94 процента. Насколько убавится и без того маленькая зарплата почтальонов, остаётся только догадываться.