суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 10 сентября 2009

Дорогу «гомовелосипедикусу»!

«Критическая масса» - такая акция прошла намедни по про-грамме ярославского фестиваля идей «Архитектура движения-09». Начинанием под столь грозным девизом оказался утренний пробег по историческому центру молодых людей из рода «гомовелосипедикус» с их финальным большим кругом у речного вокзала. С участниками этой акции наш корреспондент обсудил тему «Велосипед в городе».

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ

 

По делам
или так, погулять

В чём смысл задуманного, без лишних слов растолковал нам перед стартом один из кураторов акции, менеджер и ди-джей Сергей Чагин. Велосипедный бум в Ярославле, по его словам, уже случился, теперь он - наша повседневная реальность, и с ней нельзя не считаться. Между тем велосипедных полос нет ни в Ярославле, ни в других крупных городах области, ни на её туристских маршрутах. На проезжей части люди на велосипедах, нервируя водителей, жмутся к обочинам, а то и, пугая пешеходов, катят прямо по тротуарам.
В общем, проблема есть. Инициаторы акции, будучи партнёрами и друзьями по интернет-порталу экстремального спорта и туризма, каждый год снова и снова дают знать о том властям и всему городскому сообществу, причём без пламенных призывов и громких манифестаций. Просто ездят на велосипеде по делам или так, погулять, а по выходным собираются на «покатушки», чтобы видно было, что их у нас даже больше, чем мы думаем.
Так, без шума и пыли, вышло и на сей раз. Колонну колесо в колесо длиной метров, наверное, в сто пятьдесят образовали они на площади Труда в мгновение ока. Без всяких порядковых номеров и без толкотни - получилось что-то вроде живой очереди. В путь двинулись по команде одного из линейных: «Крутим, ребята, крутим. Поехали!» А его немудрёная инструкция по безопасности движения звучала так: «Если сказал - прижмись, значит, прижмись», при этом никаких дополнительных разъяснений никому не потребовалось.
Предложив автотранспорту мирное сосуществование, по трассе ехали они не на скорость, а со многими остановками - знамо дело, под светофорами или когда дожидались отставших - строй держали! Над головами у них реяли два российских «триколора»: опять же не эффекта ради, а чтобы город видел - велосипедисты решили не просто покататься. Кто с чем в путь отправился, понять это постарались мы ещё на привале на площади Труда, вглядываясь в лица и рассматривая велосипеды.
Судя по его гоночному шлему, восьмиклассник Максим Четвериков - бывалый спортсмен, что немедленно подтвердилось в экспресс-интервью с ним. К Юлии Кривцовой, инициатору самого фестиваля «Архитектура движения», вопросов вообще нет и быть не может: в седле велосипеда мы её не раз встречали и в будни, и в праздники.
У Анны Смирновой, пятикурсницы техуниверситета, будущего архитектора, «колёса» аж с двадцатью семью скоростями.
- Конечно, приятно, когда дух захватывает и ветер свистит в ушах, - поддержала она разговор. - Но для меня дело не в скорости, а в комфортности езды. Не скажу ничего нового, но это самый экологичный и самый здоровый вид транспорта - держит в форме мышцы, растягивает суставы. Недаром же моему другу, тоже любителю велосипеда, в разгар летнего сезона становятся малы все брюки, которые были ему в самый раз зимой.
Наш знакомый
«космополит»

Анна оказалась нашим, и довольно компетентным, консультантом по маркам велосипедов. Показала, как выглядят машины для скоростного спуска с гор, для езды по пересечённой местности, модные прогулочные с «наворотами» и ещё одну, «концептуальную», без педалей, с ободами без спиц, на роликах. В любом велосипеде, как она думает, ещё и сегодня найдётся, к чему приложить руки творческому человеку.
Девушка познакомила нас с одним из таких людей, своим однокашником Ильёй Щаниковым. Почитав литературу, он свой велосипед сперва вообразил, начертил на бумаге, а затем уж под этот замысел месяцев девять подбирал узлы и детали.
- Вот мой «велокосмополит», - весело представил новинку Илья. - Рама и шины на нём немецкие, вилка - итальянская, колёса - французские, коробка скоростей - из Японии.
Насчёт того, что достоинства хорошего велосипеда - не в количестве скоростей, Илья Анне поддакнул. Предпочитает машину иметь универсальную, комфортную, лёгкую в управлении. Чтобы годилась и для асфальта, и для грунтовых дорог, а если поменять шины - и для сельского бездорожья. Илья уже успел испытать «космополита» в деле - съездил на нём сперва в Диево-Городище, а
затем, с ветерком, - в Ростов.
- Хорошо, когда ехать можешь в любую сторону, - добавил на прощание, - быстрее или медленнее. Не сочтите за красное словцо, но велосипед даёт мне настоящую свободу.
Супруги Мамаевы, Павел и Елена, к акции «Критическая масса» приобщились всей семьёй. Взяли с собой девятимесячного Ивана - тот всяческую езду просто обожает. Для психолога по профессии Павла Мамаева велосипед, как он выразился, «служит и православной вере». Ездит он на нём по Тверицкой набережной в недавно восстановленную церковь Святой Софии, что у затона, поёт там в хоре.
Человек лёгкий на подъём, Павел участвует во всех самых многолюдных стайерских «покатушках». Вспомнил в разговоре евангельскую заповедь «ищите и обрящите» - дескать, именно велосипед очень ей отвечает. На велопробег прибыл он в униформе автостопщика - недавно на попутках умудрился добраться до Соловков.
Экономику Павел не ставит выше веры и свободы. Но отдаёт должное и ей. Рублей восемьдесят в день, прикинул, на одной только дороге экономит Мамаевым дружище-велосипед.
- Так что, как ни крути, - подытожил он собственный вдохновенный монолог, - езда на нём - наша с Еленой реальная «антикризисная мера»!
Стоп-кадр в «час пик»
Большой круг впечатляет, велосипеды - классные, собеседники - продвинутые. И всё же не сверить ли, подумали мы, свои фестивальные впечатления чёрствой прозой жизни? Не далее как вчера после редакционной летучки автор этих строк вышел на улицу с хитрым заданием: в «час пик», когда все едут на работу, взять на карандаш хотя бы одного-единственного «гомовелосипедикуса», а если повезёт, потолковать с ним о том, почему всем средствам передвижения предпочитает этот.
Жизнь, никогда не дающая нам скучать, и тут превзошла все ожидания. На первом же перекрёстке господин средних лет с аккуратно подстриженной бородкой, в очках и с компактным вещмешком на спине, оглядевшись по сторонам, быстро вывел за руль с тротуара на проезжую часть улицы Собинова свою гоночную машину. И... только мы его и видели.
Следующий заинтриговавший нас встречный шёл по тротуару, ведя велосипед с двумя, спереди и сзади, пока ещё пустыми багажными корзинами. Он так торопился, что на нашу просьбу хотя бы притормозить ответил вполне красноречивым жестом - дескать, извините, рад бы, да некогда.
Третья велосипедистка нас даже не заметила, так быстро ехала. И что нам ещё оставалось, кроме как проводить её взглядом? Успели, однако же, отметить: под лямки её дамского рюкзачка был подсунут скатанный в рулон и перевязанный ленточкой лист ватмана. По делам, стало быть, едет, храни её Господь.
Повезло нам с интервью только на Волжской набережной. Велосипедиста в рабочем комбинезоне мы даже и побеспокоить не рискнули. Зато профессиональный инструктор кикбоксинга по имени Алексей остановился и запросто ответил на все наши вопросы. Велосипед для него - это всё сразу: удобный транспорт, здоровье, интересный досуг. Автомобиль у него тоже есть, но в отличие от него велосипед позволяет видеть, и не через стекло, окружающий мир во многих подробностях - людей, пейзажи, город.
Двухчасовой утренний велопроменад у инструктора - ежедневный, ему, как он говорит, «никакие тренажёры этого не заменят». Про здоровье с улыбкой намекнул, показав на сквозной поддув «на седушке» - действенное средство против известной всему миру профессиональной болезни шофёров.
Наш интерес к велосипеду уважил Алексей до мелочей. Оказалось, к примеру, что защитные очки в пасмурное утро вовсе у него не для форсу - нужны как средство безопасности: от бликов в глаза, пыли, мошек, камешков, летящих из-под колёс впереди идущего транспорта.
Велосипед у него - по конструкции один из самых распространённых среди горожан среднего класса - шоссейный, с двадцать одной скоростью. Только вот ездить на нём в Ярославле, кроме набережной, почти негде. Да и здесь велосипедная дорожка не размечена.
- Людей на велосипедах в городе уже столько, - в тон нам заострил собеседник тему «критической массы», - что такие полосы просто необходимы. Сколько можно нервировать водителей и пешеходов! В каких-то планах, я слышал, такие полосы есть. Разговоры об этом из года в год идут по зам­кнутому кругу, но дальше дело не движется. А ведь давно бы пора!

 

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают