А предысторией и неким схематичным наброском поэтической антологии Ярославии можно считать литературную страничку, которую вёл Василий Пономаренко в газете «Северный край» в 2001-2002 годах. Тогда были опубликованы краткие биографические заметки и подборки стихов отдельных авторов XIX и начала ХХ веков. Работа эта получила поддержку читателей и областного руководства, состоялось присуждение небольшого денежного гранта. С того самого момента Василий Дмитриевич «заболел» идеей: во что бы то ни стало издать максимально ёмкий по содержанию ярославский поэтический цветник. Ведь слово антология означает «собрание цветов». Дело это, оказалось, непростое. Но дорогу осилит идущий. И вот объёмный томик «Ярославской поэтической антологии» лежит на моём столе.
В оглавлении – имена более сотни авторов, временной диапазон охвата – более двух веков. Конечно, издание охватывает не всех ушедших от нас и ныне здравствующих стихотворцев. Однако есть и поэты-классики, считающиеся хрестоматийными авторами, и просто известные, признанные современниками поэты. Есть даже удачная литературная самодеятельность: всем сестрам раздал автор-составитель Пономаренко по серьгам. Среди имён – Фёдор Тютчев, Юлия Жадовская, Николай Некрасов, Константин Бальмонт, Алексей Сурков, Марк Лисянский, Белла Ахмадуллина. Великим пиитам прошлого вторят наши современники Тамара Рыкова, Евгений Чеканов, Гайк Мктрчян, сам Василий Пономаренко… С особым чувством останавливаюсь на страничках, где упоминаются имена авторов-«северянцев» Леонида Трефолева, Павла Голосова, Александра Иванова, Алексея Новосёлова, Александра Кочкина, Леонида Королёва. Каждый из них в своё время работал в «Северном».
Однако если кропотливый труд Василия Дмитриевича при составлении поэтических подборок не может вызывать иных чувств кроме глубокой признательности автору за проделанную работу, то несколько панибратские, «застольные» интонации, звучащие в некоторых биографических справках, вызывают моё читательское и чисто человеческое отторжение. Не всякое собственное знание о закулисной жизни авторов должно доверяться чистому листу бумаги. Но это сугубо моё мнение. Может быть, другой читатель посчитает иначе.
В любом случае книга, изданная автором-составителем на собственные средства и посвящённая им грядущему тысячелетию Ярославля, в ближайшее время рискует стать раритетом: изданная тиражом в сотню с небольшим экземпляров она разойдётся по библиотекам и осядет на полках ценителей поэзии.